Аддиктивные формы отклоняющего поведения
Страница 2

Основными мотивами наркомании и токсикомании являются:

1. Удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества;

2. Испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой;

3. Выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим;

4. Познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта;

5. Достижение "ясности мышления" или "творческого вдохновения";

6. Достижение чувства полного расслабления;

7. Уход от чего-то гнетущего.

Питательной почвой для наркомании является микросреда. Большое значение играет семья, окружение. Появление хотя бы одного наркомана в студенческой аудитории, общежитии, танцплощадке пагубно влияет на окружающих. Первоначально наркотики дают как угощение, бесплатно, потом в долг, затем требуют деньги. Токсикомания

- заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая - чигиря, вдыханием ароматических веществ бытовой химии. В состоянии опьянения кроме эйфории возникают зрительные галлюцинации.

Не меньшую опасность представляют также пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм

- патологическое влечение к спиртному и последующее социально-нравственной деградацией личности. Пьянство

- это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальную адаптацию. Последние социологические исследования и данные официальной медицинской статистики показывают, что употребление алкоголя достаточно широко распространено в молодежной среде. С той или иной частотой потребляют алкогольные напитки, согласно личному признанию, около 82% людей в возрасте 12-22 лет. Средний возраст, в котором молодежь начинает потреблять алкоголь, составляет 14 лет. Пьют алкогольные напитки (включая пиво) ежедневно или через день 33.1% юношей и 20.1% девушек. Пиво - наиболее любимый молодежью напиток. Каждый третий подросток в возрасте 12 лет употребляет пиво, а в возрасте 13 лет - двое из каждых трех. Доля злоупотребляющих спиртными напитками в школах составляет 15.7%, в ПТУ - 24.4%, в техникумах и колледжах - 33.7%, в ВУЗах - 32.4%. [25, с.12]. Чаще всего мотивом пьянства в студенческой среде является: развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных дат, супружеские, бытовые неурядицы, неприятности с учебой. Алкогольная зависимость формируется постепенно и определяется сложными измерениями, которые происходят в организме пьющего человека. Влечение к спиртному проявляется в поведение человека: повышенная суетливость в подготовке к выпивке, "потирание рук", эмоциональная приподнятость. Чем больше "алкогольный стаж", тем меньше удовольствия приносит выпивка. На формирование алкоголизма влияет несколько факторов: наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды. Развитию алкоголизма у молодежи способствует ранее приобщение к спиртному и формирование "алкогольного мышления". Если человек страдает какой-то формой олигофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности [22, с.87].

Как отмечается в ряде современных исследований [8, с.163] в студенческой среде наиболее распространено злоупотребление алкоголем. На существование данного явления в ВУЗе указали 59,1% опрошенных. Причем, в большей степени данной девиации подвержены студенты - сельчане (по сравнению с представителями городской молодежи), особенно те, кто проживает в студенческом общежитии. Большинство студентов в качестве основного фактора употребления спиртного называют компанию, что закономерно вследствие психолого-возрастных особенностей изучаемой социальной группы.

На втором месте по распространенности среди студенчества находится делинквентное поведение (отметили 30% респондентов): воровство, рэкет и т.д. Результаты исследования [8, с.164] показали, что отношение студентов к противоправному поведению определяется их социокультурным окружением и уровнем дохода. Влияние социокультурной среды на поведение студентов выражается в том, что представители города, по сравнению с выходцами из села, более агрессивны, терпимее относятся к воровству. Среди них почти в два раза чаще встречаются те, кто полагает, что можно ударить человека только за то, что "по-другому до него не доходит". Студенты с высоким уровнем дохода, в большей степени, чем их малообеспеченные коллеги, оправдывают противоправные способы решения проблем (40,5% и 19,1% соответственно).

Так, например, на основании анализа результатов исследования [9, с.50] Крапивко Е.Н. можно констатировать, что в целом по массиву опрошенных у четвертой части студентов есть друзья, которые употребляют наркотики. Причем число таких знакомых увеличивается прямо пропорционально курсу обучения. Если среди учащихся младших курсов они есть у 17,6% респондентов, то среди старшекурсников - у 30,5% опрошенных. В связи с этим закономерно, что чем старше респонденты, тем лояльнее они относятся к этой девиации. Среди обеспеченных студентов меньше тех, кто категорически осуждает наркоманию, больше равнодушных к данной проблеме и тех, кто полагает, что наркотики - это распространенный стиль поведения современной молодежи. К вопросу потери нравственных ориентиров в молодежной среде опрошенные студенты относятся крайне негативно (53,8%) и отрицательно (24,5%). Безразличных в этом вопросе 5,4%, такой же показатель характерен для студентов, считающих данное явление нормальным.

Страницы: 1 2 3


Проблема и метод исследования
С древнейших времен было замечено, что люди отличаются друг от друга по динамике поведения. Факт индивидуального различия между людьми, засвидетельствованный здравым рас­судком, впервые был превращен в предмет научного анализа ве­ликим греческим ученым Гиппократом (IV век до н. э.), кото­рый, находясь под влиянием натурфилософии Эмпедок ...

Фазы развития сексуального либидо
С точки зрения Общей психологии Васильченко определяет «либидо» (лат. «влечение», «желание», «похоть») более узко, чем это принято в психоанализе. Как известно, в психоанализе либидо – это энергия, подоснова всех преобразований сексуального влечения. В аналитической психологии К.Г. Юнга понятие «либидо» используется в расширенном смысле ...

Литературный обзор проблемы современных исследований ФС
В нашей работе мы ознакомились с некоторыми современными работами посвящёнными изучению функциональных состояний специалистов разных областей деятельности, а именно: 1. Рассмотрели особенности психологического состояния профессионалов при использовании компьютерных средств труда (2004 – 2005_mailto: mosmeddinic.ru) 2. Изучили особенно ...