Качества зависимой личности, способствующие наркотизации
Страница 5

Статьи по психологии » Наркомания как форма зависимого поведения » Качества зависимой личности, способствующие наркотизации

Подросток с зависимыми формами поведения как ребенок ориентирован на немедленное достижение задуманного. Он становится зависимым не только от формы, но и от времени. Одним из наиболее насущных оказывается т.н. «голод по структурированию времени». Для зависимой личности требуется, чтобы жизнь была наполнена (переполнена) событиями, чтобы события совершались как можно чаще и быстрее. Ждать у такого человека «нет времени» [12].

Склонность к риску и «вкусу опасности».

Зависимость, как правило, в силу высокой поисковой активности, яркости воображения и фантазий, максимализма оказывается сопряженной со склонностью к риску. В рамках аддиктивного поведения с целью вывести себя из состояния скуки зависимая личность отправляется на поиск все более сложных и опасных способов достижения удовольствия. Как правило, по мере углубления зависимости старые проверенные способы перестают быть удовлетворяющими и нарастает «вкус опасности». Употребление психоактивных веществ, экстремальные виды спорта могут рассматриваться как аддикции, связанные с утратой чувства опасности [21,22].

Страх быть покинутым.

Специфичность для зависимой личности страха быть покинутым человеком, с которым имеется тесная связь, основывается на испытываемом ей ощущении беспомощности, несамостоятельности, неспособности принимать повседневные решения. В то же время, подобный страх — это инфантильная реакция на потенциальную разлуку, расставание. Как и ребенка зависимую личность тревожит и волнует возможность остаться одному, в одиночестве, не справиться с жизненными сложностями. Вследствие этого, происходит формирование поведения, при котором демонстрируется тесная связь и зависимость от значимого человека — перекладывание на него наиболее важных решений, подчинение своих интересов потребностям близких или окружения, податливость их желаниям и отказ от предъявления окружающим каких бы то ни было требований. Несмотря на внешнее сходство с альтруистичностью, подобное поведение проникнуто эгоцентризмом и эгоизмом. Все предпринимаемые действия по снятию с себя ответственности за собственную жизнь являются хорошим оправданием для зависимой личности в случае появления проблем. Часто наркозависимые или пациенты с алкоголизмом упрекают в их заболеваниях близких и родных, к котором были привязаны, от которых ощущали зависимость и которых так страшились потерять [23,24].

И.Н. Пятницкая (1994) отмечает, что личность наркомана преморбидно отличают черты незрелости (неустойчивость и невыраженность высоких, в частности, интеллектуальных интересов, твердых нравственных норм, чувство стадности) и несовершенная адаптация, невыносимость стрессовых ситуаций, склонность к колебаниям настроения.[34,35]

По мнению И.Н. Пятницкой, можно выделить следующие характеристики личности наркозависимого:

- наркоманы представляют собой лиц, далеких от больших социальных интересов, а также лишенных устойчивых и сформированных индивидуальных интересов, какой-либо увлеченности;

- обособление от взрослых, агрессивность к обществу, солидарность с возрастной группой, поиск чувственных впечатлений, сексуального опыта, даже познавательные интеллектуальные побуждения подростков [34,35].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Выводы
По проведенным нами исследованиям, мы можем сказать следующее, что особенностью установки у аддиктивной личности является пагубные пристрастия. В ходе исследования мы выявили, что у аддиктивных студентов установка направлена на асоциальное поведение, пьянство. В то в тоже время они считают данное поведение глупым и не признают, что у ни ...

Структура личности (общ.хар-ка). В отеч. и заруб.психологии
Отеч. психологи отмечали необходимость рассматривать Л, выходя за пределы статусно – ролевых ограничений (Л не должна ограничиваться ролью и статусом). Божович: выделяет 2 критерия сформир-ной Л: 1. человека можно считать Л, если в его мотивах есть иерархия, т е если он способен преодолевать собст-ные непосредст-ные побуждения ради ч-л ...

Эмоции и учебная деятельность
Условием успешной учебной деятельности является сочетание оптимальной мотивации и соответствующего уровня эмоционального возбуждения. Эмоции могут способствовать и наоборот затруднять процесс обучения. Так, например, положительные эмоции способствуют лучшему запоминанию учебного материала, улучшению внимания. Эмоционально-мыслительные ...