Качества зависимой личности, способствующие наркотизации
Страница 5

Статьи по психологии » Наркомания как форма зависимого поведения » Качества зависимой личности, способствующие наркотизации

Подросток с зависимыми формами поведения как ребенок ориентирован на немедленное достижение задуманного. Он становится зависимым не только от формы, но и от времени. Одним из наиболее насущных оказывается т.н. «голод по структурированию времени». Для зависимой личности требуется, чтобы жизнь была наполнена (переполнена) событиями, чтобы события совершались как можно чаще и быстрее. Ждать у такого человека «нет времени» [12].

Склонность к риску и «вкусу опасности».

Зависимость, как правило, в силу высокой поисковой активности, яркости воображения и фантазий, максимализма оказывается сопряженной со склонностью к риску. В рамках аддиктивного поведения с целью вывести себя из состояния скуки зависимая личность отправляется на поиск все более сложных и опасных способов достижения удовольствия. Как правило, по мере углубления зависимости старые проверенные способы перестают быть удовлетворяющими и нарастает «вкус опасности». Употребление психоактивных веществ, экстремальные виды спорта могут рассматриваться как аддикции, связанные с утратой чувства опасности [21,22].

Страх быть покинутым.

Специфичность для зависимой личности страха быть покинутым человеком, с которым имеется тесная связь, основывается на испытываемом ей ощущении беспомощности, несамостоятельности, неспособности принимать повседневные решения. В то же время, подобный страх — это инфантильная реакция на потенциальную разлуку, расставание. Как и ребенка зависимую личность тревожит и волнует возможность остаться одному, в одиночестве, не справиться с жизненными сложностями. Вследствие этого, происходит формирование поведения, при котором демонстрируется тесная связь и зависимость от значимого человека — перекладывание на него наиболее важных решений, подчинение своих интересов потребностям близких или окружения, податливость их желаниям и отказ от предъявления окружающим каких бы то ни было требований. Несмотря на внешнее сходство с альтруистичностью, подобное поведение проникнуто эгоцентризмом и эгоизмом. Все предпринимаемые действия по снятию с себя ответственности за собственную жизнь являются хорошим оправданием для зависимой личности в случае появления проблем. Часто наркозависимые или пациенты с алкоголизмом упрекают в их заболеваниях близких и родных, к котором были привязаны, от которых ощущали зависимость и которых так страшились потерять [23,24].

И.Н. Пятницкая (1994) отмечает, что личность наркомана преморбидно отличают черты незрелости (неустойчивость и невыраженность высоких, в частности, интеллектуальных интересов, твердых нравственных норм, чувство стадности) и несовершенная адаптация, невыносимость стрессовых ситуаций, склонность к колебаниям настроения.[34,35]

По мнению И.Н. Пятницкой, можно выделить следующие характеристики личности наркозависимого:

- наркоманы представляют собой лиц, далеких от больших социальных интересов, а также лишенных устойчивых и сформированных индивидуальных интересов, какой-либо увлеченности;

- обособление от взрослых, агрессивность к обществу, солидарность с возрастной группой, поиск чувственных впечатлений, сексуального опыта, даже познавательные интеллектуальные побуждения подростков [34,35].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Характеристика методик исследования. Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)
Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером. Испытуемому предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Ключ к тесту Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику. Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б ...

Характеристика стилей педагогической деятельности
В психологии и педагогике имеется достаточно большое количество исследований, посвященных изучению различных аспектов индивидуального стиля педагогической деятельности учителя. Проблемы стилевой проблематики изучались на разной методологической основе. Условно можно выделить несколько направлений, в рамках которых проводились исследован ...

Задание №9
Проведите обработку результатов эксперимента: исследование самооценки личности. Цель обработки результатов - определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления "Я" - идеальное и "Я" реальное. Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена. (Экспер ...