Качества зависимой личности, способствующие наркотизации
Страница 6

Статьи по психологии » Наркомания как форма зависимого поведения » Качества зависимой личности, способствующие наркотизации

Важный научный интерес представляет проблема существования типичных индивидуально-психологических черт лиц, употребляющих различные наркотические вещества. Имеются данные о том, что структура личности находится в определенной взаимосвязи с разновидностью наркотика, а отношения «человек — наркотик» определяют выбор наркотика. Несомненно значимым является и факт, что подавляющее большинство наркоманов предпочитают какое-либо одно наркотическое вещество, обладающее именно теми свойствами, которые могут удовлетворить некоторые основные потребности их личности [34,35].

Часто, по мнению Э. Крепелина, наркоман выбирает вещество, дефект от злоупотребления которым сходен с преморбидной его личностью. В качестве примера приводится «астенический мечтатель», пристрастившийся к морфину и окончательно ушедший в наркотические грезы до глубокой степени истощения. Соответствующие наблюдения, подтверждающие это, накопились относительно пациентов эпилептоидного и шизоидного кругов. Э. Крепелин пишет: «Казалось бы, эпилептоидный психопат с чертами ригидности, вязкости психических процессов и, в частности, застойными аффектами должен искать средство, облегчающее эти дефекты. Но он выбирает не стимуляторы, оживляющие психические функции, а снотворные и транквилизирующие препараты» [23, с. 199].

И все же подавляющее большинство ученых сходятся во мнении о том, что наркотик является своеобразным компенсирующим фактором, способствующим преодолению человеком имеющихся психологических проблем и дезадаптации. Принимающие психостимуляторы обладают качествами вялости, апатичности, неэнергичности. Наркотические вещества с эйфоризирующим эффектом склонны употреблять лица либо находящиеся в состоянии удрученности, пониженного настроения с целью снять имеющийся психоэмоциональный дискомфорт, либо люди, пытающиеся вырваться из плена скуки [21,22].

Таким образом, мы определили основные черты личности, способствующие наркотизации. Педагогу-психологу необходимо диагностировать выделенные черты у подростков «группы риска» и учитывать их при организации работы по профилактике наркомании в общеобразовательном учреждении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Выявление уровня сформированности навыка чтения у младших школьников
Используя данные методики нами, были получены следующие результаты (таблица 2 в приложении 5). Норма чтения во 2 классе 40-50 слов в минуту. Как видно из таблицы, разница между результатом конкретного ребенка и предъявляемым нормам значительна. Высокий уровень по результатам исследования не показал ни один учащийся младшего школьного в ...

Приложения
Приложение 1 Приложение 2 Показатель уровня адаптации первоклассников при авторитарном стиле педагогического общения № Ф.И. тревожн внут поз мотивы Уровень адаптации 1 С.А. + + позицион + 2 М.К. + + учебный + 3 Н.Л. + + учебный + 4 Н.Ю. ...

Типология темпераментов И. Канта и В.Вундта
Вундт использовал в своей типологии представление о четырех типах темперамента, выделенных в свое время древнегреческим философом и врачом Гиппократом (V-IV вв. до н.э.) и подробно описанных и названных древнеримским врачом Галеном (II в.). Само слово „темперамент" имеет латинское происхождение (1етре-гатетит) и означает „надлежащ ...