Качества зависимой личности, способствующие наркотизации
Страница 4

Статьи по психологии » Наркомания как форма зависимого поведения » Качества зависимой личности, способствующие наркотизации

Любопытство и поисковая активность.

Известно, что в подавляющем большинстве случаев мотивом употребления психоактивных веществ и формированием впоследствии зависимого поведения является любопытство. Любопытство — это стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, непознанное, неизвестное. Если любопытство носит социально одобряемый характер, то оно обозначается как любознательность, пытливость и описывается как склонность к приобретению новых знаний, интерес к тонкостям. Несомненно, что зависимая личность в своем истоке имеет любопытство и любознательность. Поиск нового, неизведанного (правда, носящего в случае зависимостей девиантный характер) является важной составной частью такой характеристики зависимой личности как высокой поисковой активности [21,22].

Максимализм.

Для человека с чертами зависимой личности типичным является наличие такого свойства как максимализм, под которым имеет в виду крайность в каких-либо требованиях, взглядах, эмоциях. Для подростка, склонного к формированию зависимых форм поведения, характерна категоричность в суждениях. Он воспринимает мир двухцветным — черно-белым. Он не склонен к компромиссам, особенно в сфере значимых отношений. Для него существуют «либо все — либо ничего» [25].

Подобные проявления пронизывают зависимую личность альтернативностью: любить-ненавидеть, желать-отвергать, радоваться-горевать. У такого подростка отсутствуют тонкие эмоциональные переживания. Он склонен к гротескному восприятию и оцениванию себя и окружающих. Вследствие этого, качество умеренности («разумности потребностей») у него отсутствует [25].

Эгоцентризм.

Вся структура зависимой личности пронизана эгоцентризмом — фиксацией внимания на себе, своих интересах, чувствах и пр. Ведь основная потребность зависимой личности — гедонистическая (получение удовольствия, радости, удовлетворения) — не может быть неэгоцентрической. Именно поэтому специалисты большое внимание уделяют оценке и анализу «Я-концепции» и самооценке лиц с девиантными формами поведения [5,6]

Не всегда у зависимой личности эгоцентризм проявляет себя в демонстративности, «жажде признания» и прочих атрибутов истерических черт характера. Он может носить и иной характер. В частности, проявляться чувством превосходства над другими, избранности, необычности (даже если девиант в группе, когда начинает доминировать группоцентризм и противопоставление «своих» «чужим») [21,22].

Яркость воображения, впечатлений и фантазий.

В силу высокой активности в поиске, направленной на новые ощущения и впечатления, зависимая личность испытывает т.н. «голод по сенсорной стимуляции». Такой человек стремится (и, заметим, способен испытывать) к особо ярким впечатлениям. Для него типична способность фантазировать, перевоплощаться, жить в выдуманном окружении, погружаться в мир грез, легко отрешаясь от действительности. Как ребенок зависимая личность легко способен переходить в мир вымысла и фантазий. Именно поэтому, он быстро и без особого труда вживается в роль честного и искреннего человека, будучи нередко лжецом. Он сам верит в свою ложь [21,22].

Нетерпеливость.

Несомненно важным качеством зависимой личности является нетерпеливость, неспособность «ждать и догонять», отсутствие выдержки. Как и многие иные свойства нетерпеливость особенно присуща детям, которые нацелены на немедленное получение желаемого или разрешение ситуации [21,22].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Психодиагностическое изучение личности
Личностные тесты позволяют измерять различные аспекты поведеня личности. Которые напрямую не связаны с уровнем интеллектуального развития. В психодиагностике термин «тест личности» включает сферу измерения характеристик, подобных эмоциональной устойчивости/ особенностей межличностных отношений, мотивации, интересов, ценностей и др. Выде ...

Использование компьютерных средств в коррекции нарушения чтения у учащихся младшего школьного возраста. Использование компьютерных технологий в образовании
Применяемая в школах классическая классно-урочная система, по-прежнему оставаясь наиболее популярной формой обучения, мало считается с различиями в способностях детей, необходимостью их поддержки и развития. Поэтому в ее рамках, в частности, для начальной школы, усилиями педагогов и психологов (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занков, В.В. Давыдов ...

Теоретические основы возникновения и развития конфликтов. Общая характеристика конфликта
Психологи рассматривают конфликт как естественное условие взаимодействия людей, в основе которого лежат противоречия, существенные различия между интересами и ценностями субъектов социальных связей на соответствующем этим различиям эмоцио­нальном фоне. Они утверждают, что конфликт, будучи проявлени­ем общения существ, способных к самосо ...