Качества зависимой личности, способствующие наркотизацииСтраница 4
Любопытство и поисковая активность.
Известно, что в подавляющем большинстве случаев мотивом употребления психоактивных веществ и формированием впоследствии зависимого поведения является любопытство. Любопытство — это стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, непознанное, неизвестное. Если любопытство носит социально одобряемый характер, то оно обозначается как любознательность, пытливость и описывается как склонность к приобретению новых знаний, интерес к тонкостям. Несомненно, что зависимая личность в своем истоке имеет любопытство и любознательность. Поиск нового, неизведанного (правда, носящего в случае зависимостей девиантный характер) является важной составной частью такой характеристики зависимой личности как высокой поисковой активности [21,22].
Максимализм.
Для человека с чертами зависимой личности типичным является наличие такого свойства как максимализм, под которым имеет в виду крайность в каких-либо требованиях, взглядах, эмоциях. Для подростка, склонного к формированию зависимых форм поведения, характерна категоричность в суждениях. Он воспринимает мир двухцветным — черно-белым. Он не склонен к компромиссам, особенно в сфере значимых отношений. Для него существуют «либо все — либо ничего» [25].
Подобные проявления пронизывают зависимую личность альтернативностью: любить-ненавидеть, желать-отвергать, радоваться-горевать. У такого подростка отсутствуют тонкие эмоциональные переживания. Он склонен к гротескному восприятию и оцениванию себя и окружающих. Вследствие этого, качество умеренности («разумности потребностей») у него отсутствует [25].
Эгоцентризм.
Вся структура зависимой личности пронизана эгоцентризмом — фиксацией внимания на себе, своих интересах, чувствах и пр. Ведь основная потребность зависимой личности — гедонистическая (получение удовольствия, радости, удовлетворения) — не может быть неэгоцентрической. Именно поэтому специалисты большое внимание уделяют оценке и анализу «Я-концепции» и самооценке лиц с девиантными формами поведения [5,6]
Не всегда у зависимой личности эгоцентризм проявляет себя в демонстративности, «жажде признания» и прочих атрибутов истерических черт характера. Он может носить и иной характер. В частности, проявляться чувством превосходства над другими, избранности, необычности (даже если девиант в группе, когда начинает доминировать группоцентризм и противопоставление «своих» «чужим») [21,22].
Яркость воображения, впечатлений и фантазий.
В силу высокой активности в поиске, направленной на новые ощущения и впечатления, зависимая личность испытывает т.н. «голод по сенсорной стимуляции». Такой человек стремится (и, заметим, способен испытывать) к особо ярким впечатлениям. Для него типична способность фантазировать, перевоплощаться, жить в выдуманном окружении, погружаться в мир грез, легко отрешаясь от действительности. Как ребенок зависимая личность легко способен переходить в мир вымысла и фантазий. Именно поэтому, он быстро и без особого труда вживается в роль честного и искреннего человека, будучи нередко лжецом. Он сам верит в свою ложь [21,22].
Нетерпеливость.
Несомненно важным качеством зависимой личности является нетерпеливость, неспособность «ждать и догонять», отсутствие выдержки. Как и многие иные свойства нетерпеливость особенно присуща детям, которые нацелены на немедленное получение желаемого или разрешение ситуации [21,22].
Характеристика контингента
Таблица 3. Полововозрастная характеристика различных категорий учащихся в аспирантуре
пол
м
ж
всего
категории
количество, %
средний возраст, лет
количество, %
средний возраст, лет
число опрошенных
средний возраст, лет
бюджетники
вновь поступившие
очники
68
23,1±0,3
32
21,3±0,2 ...
Использование
детского рисунка
Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Изучением детского рисования начали заниматься в конце 19 века. Особенно этим вопросом стали интересоваться в первой трети 20 века.
Популярность этих методик Г.Т. Хоментаускас объясняет несколькими причинами:
1. Процесс рисования оказы ...
Рекомендации психологу по проведению коррекционных и профилактических работ
с подростками разведенных родителей
По результатам данного исследования были выделены следующие особенности подростков, воспитывающихся в неполных семьях (фактор – развод родителей):
1. По оценке большинства подростков, воспитывающихся в разведенных семьях, со стороны родителей наблюдается высокая выраженность таких показателей родительского отношения, как директивность ...