Качества зависимой личности, способствующие наркотизации
Страница 3

Статьи по психологии » Наркомания как форма зависимого поведения » Качества зависимой личности, способствующие наркотизации

Подражательностью (имитационностью) называют индивидуально-психологическое свойство, проявляющееся в готовности делать что-либо в соответствии с каким-нибудь образцом, в старании воспроизводить то, что делается другими. Подросток в силу возрастных психологических особенностей склонен к подражательному поведению, что является потенциально опасным в плане формирования личностных черт зависимости [21,22].

Прогностическая некомпетентность.

Одной из важных характеристик зависимой личности считается неспособность в полной мере и адекватно планировать и прогнозировать будущее. Известно, что для людей с личностными расстройствами и девиациями типичным является прямое следование случайно возникшей ситуации под непосредственным влиянием внешних условий без учета соответствующего вероятностного прогноза.

Они обычно опираются на короткий ряд предшествующих последовательностей (В.В. Гульдан, ВА. Иванников). В определенных ситуациях у них может проявляться интеллектуальная недостаточность в виде своеобразной некритичности, склонности их к поступкам без понимания путей и средств, ведущих к их результативности, отсутствие, несмотря на печальный жизненный опыт, какого-либо понимания своей недостаточности. Эта недостаточность проявляется не в связи с утратой знаний, снижением способности к усвоению нового, а в связи с отсутствием должного учета прошлого, надлежащего прогнозирования на будущее, осмысления и предвидения последствий сделанного [21,22].

Подросток с зависимыми формами поведения, как правило, либо не склонен прогнозировать и планировать собственное будущее, либо ориентирован лишь на успех — положительный для него исход событий. Так, наркозависимый живет сегодняшним днем, минутой. Его не страшит и не пугает состояние, которое может развиться после употребления наркотика. Его ничему не учит прошлый (собственный или чужой) опыт. Он не способен или не желает в полном объеме представить свое будущее [18].

Ригидность.

Еще одной характеристикой зависимой личности является ригидность. Под ригидностью понимается негибкость, тугоподвижность всей психической деятельности и, в частности установок, экспектаций (ожиданий), стилей поведения, осмысления действительности. По мнению Г.В. Залевского, психическая ригидность включает в себя склонность к широкому спектру фиксированных форм поведения и неспособность при объективной необходимости изменить мнение, отношение, установку, мотивы, модус переживания и т.п. [21,22].

В психологии ригидность понимается как неспособность личности изменять свое поведение в соответствии с изменением ситуации - как приверженность к одному и тому же образу действия, несмотря на то, что внешние условия стали другими. Ригидность предполагает и застреваемость аффекта, фиксацию на однообразных объектах, неизменность их эмоциональной значимости. Ригидность часто связана с подозрительностью, злопамятностью, повышенной чувствительностью в межличностных отношениях [11].

Наивность, простодушие и чувственная непосредственность.

В структуру зависимой личности входят характеристики наивности, простодушия, непосредственности, которые являются базой для формирования свойств внушаемости. Под наивностью понимается неопытность и неосведомленность. Подросток, склонный к наркозависимости, часто не имеет всей полноты правдивой информации о том, каковы реальные последствия употребления наркотических веществ. Его представления в этом вопросе носят детский непосредственный характер. Он часто склонен удивляться, обижаться и разочаровываться в силу отсутствия точного представления о реальности. Простодушие — это бесхитростность, неточное понимание смысла поступков окружающих, излишняя доверчивость. Такой человек часто попадает впросак в силу непосредственного инфантильного взгляда на жизнь. Под влиянием сформировавшегося зависимого поведения его простодушие оборачивается противоположной стороной — лживостью [21,22].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Опытно-экспериментальная работа: влияние уровня развития рефлексии на коммуникативные способности подростка. Констатирующий этап
В начале работы нами была поставлена гипотеза: мы предполагаем, что в подростковом возрасте уровень развития рефлексии влияет на развитие коммуникативных способностей подростка. Для того чтобы ее доказать мы провели опытно-экспериментальную работу на базе Межшкольного учебного комбината с подростками 12-14 лет в количестве 10 человек. ...

Исследование зависимости изменения когнитивных возможностей в среднем возрасте от специфики профессиональной деятельности
Нами было проведено исследование 15 человек среднего возраста, цельюкоторого стало изучение зависимости уровня когнитивных возможностей у людей среднего возраста от преобладания умственного труда в профессиональной деятельности. Была исследована группа сотрудников торгового предприятия в возрасте от 40 до 55 лет, в которую входили 9 му ...

Причины возникновения и компоненты информационного стресса в учебной деятельности
Информационный стресс в учебной деятельнос­ти по своей природе, является разновидностью психологического стресса. Причины его возникновения связаны с экстремальными воздействиями, прежде всего, факторов учебного процесса, а также с влиянием организационных, социальных, экологических и техни­ческих особенностей учебной деятельности. В ос ...