Качества зависимой личности, способствующие наркотизации
Страница 1

Статьи по психологии » Наркомания как форма зависимого поведения » Качества зависимой личности, способствующие наркотизации

Наркозависимость отражает лишь одну из форм зависимостей, становление которой происходит на базе качеств зависимой личности.

Подавляющее большинство специалистов, изучающих наркоманию, алкоголизм, никотинизм и иные формы зависимого поведения, сходятся во мнении о том, что в основе подобного поведения лежат личностные особенности, в силу которых у индивида и сформировалась зависимость. Выделим сущностные характеристики подростка, склонного к зависимому поведению [21,22].

Особое значение в формировании пренаркотической личности придается психическому инфантилизму, выражающемуся в несамостоятельности принятия решений и действий, неспособности противостоять влиянию извне, в пониженной критичности к себе, обидчивости, ранимости. Многими исследователями признается положение о том, что инфантилизм может также являться базой для разнообразных поведенческих расстройств. Н.И. Фелинская считает, что примерно 17% подростков, употребляющих наркотики, обнаруживают психическую незрелость [21]. Наиболее часто встречаются реакции имитации, оппозиции и отказа [8].

Традиционно выделяются следующие личностные факторы, характерные для подростков, употребляющих психоактивные вещества:

1) повышенные по сравнению с благополучными сверстниками: толерантность к отклоняющемуся поведению; критицизм по отношению к социальным институтам общества (школа, семья), отчужденность от них, восприимчивость к новым идеям и впечатлениям; интерес к творчеству, импульсивность;

2) пониженные по сравнению с благополучными сверстниками: ценность достижений; ожидание академических успехов; религиозность; конформизм; чувство психологического благополучия (что выражается в высоком уровне стресса и апатии); уважение к общепринятым нормам поведения;

3) экстернальный локус контроля и сниженная самооценка. Обследование детей 10—15 лет с токсикоманиями показывает, что у всех из них имеются признаки органического поражения головного мозга. Отмечены такие инфантильные черты, как слабость волевых процессов, непостоянство интересов, неспособность критически оценить свои действия, неустойчивость внимания, тугоподвижность мышления, затруднения в овладении сложными грамматическими формами [21,22].

По мнению А.В. Надеждина, А.И. Иванова, В.П. Трифонова и С.Н. Авдеева психический инфантилизм наблюдается практически у всех пациентов с наркоманией [21]. При этом, можно говорить о специфических его особенностях в сравнении с инфантилизмом, встречающимся в клинике психических заболеваний.

А.В. Логунов, говоря о «семейном факторе» в развитии наркомании, указывает на значимость неправильного воспитания. При гиперопеке формируется незрелая личность (психический инфантилизм) без мотивации к труду с установкой на получение удовольствий, без ответственности за свои поступки. При переходе в подростковый возраст такие дети проявляют себя как дезадаптированные личности, неспособные к принятию собственных решений, позитивной деятельности. В качестве средства ухода от проблем они очень скоро начинают использовать психоактивные вещества [21].

Незрелость личности наркозависимого («слабая чувственная ткань сознания» по А.Н. Леонтьеву), недостаток чувства реальности, сознания «Я» обусловливается, прежде всего, инфантильностью всей психики. Основными незрелыми сферами при этом остаются самосознание, интеллект, мотивационная сфера и сфера эмоций. Главным становится задержка развития ядра личности — самосознания. Главной причиной возникновения наркомании Е.А. Брюн считает инфантильность мышления наркозависимого. Это связано с психическими реакциями, «определяющими симпатическое (магическое), т.е. архаичное (инфантильное) мышление человека в достаточно зрелом биологическом возрасте» [7]. Причем Е.А. Брюном это расценивается как врожденное, эндогенное свойство.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Кризис среднего возраста в когнитивной сфере
Кризис середины жизни - психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно. В результате деп ...

Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. Теории диадического взаимодействия
(Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. С. 70-83) Бихевиористская ориентация включает в качестве одного из методологических принципов принцип гедонизма. Доктрина психологического гедонизма, одна из старейших доктрин психоло ...

Развивающие игры по вниманию
Игры, приведенные в этом разделе, направлены на развитие внимания у детей. Также надо учитывать возраст ребенка: детям 3-4 лет – обычно могут заниматься 14 – 20 минут, дошкольники 5-6 лет – могут заниматься около получаса, школьники – 45. Летела корова. Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ла ...