Качества зависимой личности, способствующие наркотизации
Страница 1

Статьи по психологии » Наркомания как форма зависимого поведения » Качества зависимой личности, способствующие наркотизации

Наркозависимость отражает лишь одну из форм зависимостей, становление которой происходит на базе качеств зависимой личности.

Подавляющее большинство специалистов, изучающих наркоманию, алкоголизм, никотинизм и иные формы зависимого поведения, сходятся во мнении о том, что в основе подобного поведения лежат личностные особенности, в силу которых у индивида и сформировалась зависимость. Выделим сущностные характеристики подростка, склонного к зависимому поведению [21,22].

Особое значение в формировании пренаркотической личности придается психическому инфантилизму, выражающемуся в несамостоятельности принятия решений и действий, неспособности противостоять влиянию извне, в пониженной критичности к себе, обидчивости, ранимости. Многими исследователями признается положение о том, что инфантилизм может также являться базой для разнообразных поведенческих расстройств. Н.И. Фелинская считает, что примерно 17% подростков, употребляющих наркотики, обнаруживают психическую незрелость [21]. Наиболее часто встречаются реакции имитации, оппозиции и отказа [8].

Традиционно выделяются следующие личностные факторы, характерные для подростков, употребляющих психоактивные вещества:

1) повышенные по сравнению с благополучными сверстниками: толерантность к отклоняющемуся поведению; критицизм по отношению к социальным институтам общества (школа, семья), отчужденность от них, восприимчивость к новым идеям и впечатлениям; интерес к творчеству, импульсивность;

2) пониженные по сравнению с благополучными сверстниками: ценность достижений; ожидание академических успехов; религиозность; конформизм; чувство психологического благополучия (что выражается в высоком уровне стресса и апатии); уважение к общепринятым нормам поведения;

3) экстернальный локус контроля и сниженная самооценка. Обследование детей 10—15 лет с токсикоманиями показывает, что у всех из них имеются признаки органического поражения головного мозга. Отмечены такие инфантильные черты, как слабость волевых процессов, непостоянство интересов, неспособность критически оценить свои действия, неустойчивость внимания, тугоподвижность мышления, затруднения в овладении сложными грамматическими формами [21,22].

По мнению А.В. Надеждина, А.И. Иванова, В.П. Трифонова и С.Н. Авдеева психический инфантилизм наблюдается практически у всех пациентов с наркоманией [21]. При этом, можно говорить о специфических его особенностях в сравнении с инфантилизмом, встречающимся в клинике психических заболеваний.

А.В. Логунов, говоря о «семейном факторе» в развитии наркомании, указывает на значимость неправильного воспитания. При гиперопеке формируется незрелая личность (психический инфантилизм) без мотивации к труду с установкой на получение удовольствий, без ответственности за свои поступки. При переходе в подростковый возраст такие дети проявляют себя как дезадаптированные личности, неспособные к принятию собственных решений, позитивной деятельности. В качестве средства ухода от проблем они очень скоро начинают использовать психоактивные вещества [21].

Незрелость личности наркозависимого («слабая чувственная ткань сознания» по А.Н. Леонтьеву), недостаток чувства реальности, сознания «Я» обусловливается, прежде всего, инфантильностью всей психики. Основными незрелыми сферами при этом остаются самосознание, интеллект, мотивационная сфера и сфера эмоций. Главным становится задержка развития ядра личности — самосознания. Главной причиной возникновения наркомании Е.А. Брюн считает инфантильность мышления наркозависимого. Это связано с психическими реакциями, «определяющими симпатическое (магическое), т.е. архаичное (инфантильное) мышление человека в достаточно зрелом биологическом возрасте» [7]. Причем Е.А. Брюном это расценивается как врожденное, эндогенное свойство.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Социальная принадлежность индивидуума
Адлеровское целостное видение природы человека было всеобъемлющим. Он понимал человека не только как целостную систему взаимосвязей, взятую в отдельности, но также как интегральную составную часть больших систем — семьи сообщества: "Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Мы отказываем ...

Психологическая мысль России конца XVIII – начала XIX веков. Развитие психологии в XVIII веке
Исследуя в данной дипломной работе особенности развития русской психологической мысли на рубеже XIX века, с точки зрения собственно научного содержания, необходимо рассмотреть место и данного этапа становления в истории отечественного психологического познания вообще, рассмотреть те традиции, которые закладывались в это время и стали ос ...

Опытно- экспериментальная работа по эффективности использования игры как способ всестороннего развития детей. Диагностика творческих способностей у дошкольников
Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если создаются следующие условия: · создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада; · гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руков ...