Особенности подростковой наркомании, её причины и тенденции
Страница 3

Статьи по психологии » Наркомания как форма зависимого поведения » Особенности подростковой наркомании, её причины и тенденции

Чем же непосредственно отличаются проявления наркоманий у подростков от проявлений подобных заболеваний у взрослых?

То, как подростки реагируют на наркотическое вещество, отличает их от взрослых. Переносимость вещества колеблется — то повышается, то понижается (у взрослых она непрерывно повышается, т. е. им требуется все большая доза для достижения желаемого эффекта). Формирование зависимости происходит медленнее, чем у взрослых, если только эти подростки не переносили раньше каких-либо заболеваний, поражающих нервную систему, у них не было сильных ушибов головы. Кроме того, подростки проходят этап так называемой групповой зависимости, когда желание употреблять психоактивное вещество возникает только в группе сверстников, также злоупотребляющих этим веществом; У подростков и юношей, перенесших ранее серьезные заболевания, отрицательно повлиявшие на состояние головного мозга (приведшее к легкому умственному недоразвитию, возникновению судорожных припадков), зависимость может сформироваться довольно быстро [6,11].

Состояния опьянения, если они не несут в себе признаков глубокого расстройства сознания с заторможенностью, обычно сопровождаются заметным двигательным беспокойством.

Судить о сформировавшейся психической зависимости к наркотическому веществу у подростка И.Ц. Пятницкая предлагает по ослаблению «групповых тенденций» — подросток самостоятельно начинает искать наркотик и принимать его и одиночестве, «в отрыве» от привычной группы сверстников [34,35].

Проявления абстиненции (состояния, вызванного отменой наркотиков) у подростков обычно менее выражены, чем у взрослых. Характерной особенностью являются сильные головные боли. Подростки склонны скрывать болезненные проявления, возникающие в состоянии абстиненции, однако в выраженных случаях всегда можно заметить повышенную утомляемость, темные круги под глазами, пониженное настроение, иногда склонность к «раскаянию» [19].

Один из наиболее ранних признаков длительного (хронического) отравления наркотиками у подростков — остановка в психическом развитии. Чем раньше начинается хроническое отравление, тем остановка в развитии заметнее. В дальнейшем существование такого человека, даже если он на каком-то этапе прекратит злоупотребление наркотиками, будет затруднительно, так как он будет не способен ставить перед собой серьезные задачи (получение профессии, создание собственной семьи и т. д.) и успешно их решать. Затем, если подростки продолжают злоупотреблять наркотиками, у них нарастает раздражительность, внутреннее напряжение, злобность или же вялость и безразличие ко всему. Все это сопровождается ослаблением памяти и снижением интеллекта. Или больные выглядят значительно моложе своего возраста, или в их внешности отмечаются какие-то «старческие» признаки. Они часто бывают истощены, глаза у них поблекшие, кожа дряблая, бледная, с сероватым оттенком [19].

Социальная позиция таких больных крайне неопределенная. Они часто бросают учебу, не могут работать, — физическая работа их быстро утомляет, для другой работы не хватает подготовки. Такие больные часто попадают в криминальные ситуации. Однако при раннем прекращении злоупотребления наркотиками возможно восстановление в определенной степени интеллектуальных функций и улучшение физического состояния.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению.
Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомплексное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе. Условно психологическую готовность можно разделить на уче ...

Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Критерии развития креативности оригинальность Быстрота Гибкость Вариатив-ность Общий балл Задание № Дети 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Уровни развития креативности Констатирующий этап исследования Экспериментальная гру ...

Теоретический анализ проблемы установки в современной социальной психологии. Установка как категория социальной психологии и социально-психологическое явление
В ходе теоретического исследования установки, как понятия социальной психологии, нами были выделены определения понятия «установка» из различных источников российских и зарубежных авторов: Социальная установка - устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая индивида к определенным действиям, которая может быть выражена ...