Эмоционально-волевая сфера личностиСтраница 1
Эмоции
- это особый класс психич. состояний, протекающих в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнеД-ти чел-а. Т.о. наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность. Эмоции связаны с регуляцией Д-ти чел-а. Эмоции выражаются в специфических переживаниях, в поведении, в физиологич. изменениях организма. Виды эмоциональных переживаний: 1)Аффект -
наиболее мощный вид эмоц. реакции, это интенсивные, бурнопротекающие и кратко эмоц. вспышки (гнев, ярость, сильная радость, ужас, отчаяние). Эта эмоц. реакция полностью охватывает психику чел-а, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом. Данная эмоц. реакция неодолимо навязывает чел-ку необходимость выполнить какое -либо действие, но при этом у чел-а теряется чувство реальности. 2)Эмоции -отличаются от аффекта, они носят длительный характер - это реакции не только на текущие события (аффект), но и на
вероятностные и вспоминаемые. Характеристики эмоции:
*Удовольствие - неудовольствие - (Пример: при преодолении трудностей - сами действия, в этих случаях вызывают у нас не редко неприятные тяжелые чувства, но успех, которого мы достигаем, неразрывно связан с положительными, эмоц. переживаниями). "'Напряжение - облегчение (разрешение) - в критические моменты Д-ти, в минуты принятия решения, мы чувствуем напряжение. По окончании данного процесса принятия решения - испытываем облегчение. *Возбуждение - успокоение - возбужденное эмоц. состояние носит активный характер, связанно с Д-ю или подготовкой к ней. Успокоение - связано со снижением активности. *Стенические - астенические. Стенические - стимулируют Д-ть, увеличивают энергию и напряжение сил чел-а. Когда переживания ведут к скованности, пассивности - астенические.
3)Чувства -
чувства, в отличие от эмоций, носящих характер ориентировочных реакций, предметный и конкретный. Эмоции связаны с биологич. процессами, а чувства с социальной сферой. Эмоции связанны с областью бессознательного, а чувства представлены в сознании. Чувства имеют определенное внешнее проявление, а эмоции - нет. Чувства более длительны, чем эмоции, они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Чувства всегда индивидуальны. Виды:
Нравственные - это чувства, переживаемые при восприятии явлений действит-ти и сравнение этих явлений с нормами, выработанными в обществе (чувство долга, гуманность, любовь, дружба, сочувствие). Интеллектуальные - переживания, возникающие в процессе познават. Д-ти чела, они стимулируют, усиливают ее (удивление, любознательность, чувство сомнение в правильности решения и т.д.). Эстетические - эмоц. отношение к прекрасному в природе, в искусстве, в жизни людей (восторг, радость, тоска). 4.Настроение
- самое длительное эмоц. состояние, окрашивающее все поведение. Настроение интенсивно и предметно, чем эмоции. Настроение - это бессознательная оценка Л-тью того, на сколько благоприятно для нее складываются обстоятельства.
Теория Джемса - Ланге.
Органические изменения - первопричины эмоций, отражаясь в психики чел-а через систему обратных связей, они отражают эмоц. переживание соот-щей модальности. Т.о., сначала под действием внешних стимулов происходит характерные для эмоций изменения в организме и лишь за тем, как их следствие возникает сама эмоция. Т.о. периферические органические изменения - первопричины эмоций. Восприятие эмоц. стимулов -> нервно-мышечная реакция организма -> переработка в ЦНС импульсов, поступающих от органов -> возникновение субъективного переживания стимула в виде эмоций.
Возрастные аспекты социально-психологической структуры класса
Взаимоотношения со сверстниками в коллективе — проблема значимая во всех возрастах. Однако в разное время ровесник занимает различное место в жизни ребенка, а, следовательно, его влияние, роль коллектива меняется, становясь то более, то менее значимым. Существуют данные о том, что интерес к сверстникам, потребность в общении с ними возн ...
Методика урегулирования конфликтов
Методикой урегулирования конфликтов необходимо владеть каждому руководителю организации или подразделения, персоналу службы, прерогативой которой являются функции управления конфликтами (например, отдел трудовых отношений службы управления персоналом). С методикой следует ознакомить всех работников организации посредством проведения ...
Типологические модели социальных характеров
Понятие о социальном характере введено К. Юнгом, разрабатывалось А.Ф. Лазурским, но заслуга создания основ современной типологии социальных характеров принадлежит Э. Фромму.
Фромм развивает общее представление о социальном характере, который охватывает лишь ту совокупность его черт, которая присутствует у большинства членов данной соци ...