Эмоционально-волевая сфера личности
Страница 1

Эмоции

- это особый класс психич. состояний, протекающих в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнеД-ти чел-а. Т.о. наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность. Эмоции связаны с регуляцией Д-ти чел-а. Эмоции выражаются в специфических переживаниях, в поведении, в физиологич. изменениях организма. Виды эмоциональных переживаний: 1)Аффект -

наиболее мощный вид эмоц. реакции, это интенсивные, бурнопротекающие и кратко эмоц. вспышки (гнев, ярость, сильная радость, ужас, отчаяние). Эта эмоц. реакция полностью охватывает психику чел-а, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом. Данная эмоц. реакция неодолимо навязывает чел-ку необходимость выполнить какое -либо действие, но при этом у чел-а теряется чувство реальности. 2)Эмоции -отличаются от аффекта, они носят длительный характер - это реакции не только на текущие события (аффект), но и на

вероятностные и вспоминаемые. Характеристики эмоции:

*Удовольствие - неудовольствие - (Пример: при преодолении трудностей - сами действия, в этих случаях вызывают у нас не редко неприятные тяжелые чувства, но успех, которого мы достигаем, неразрывно связан с положительными, эмоц. переживаниями). "'Напряжение - облегчение (разрешение) - в критические моменты Д-ти, в минуты принятия решения, мы чувствуем напряжение. По окончании данного процесса принятия решения - испытываем облегчение. *Возбуждение - успокоение - возбужденное эмоц. состояние носит активный характер, связанно с Д-ю или подготовкой к ней. Успокоение - связано со снижением активности. *Стенические - астенические. Стенические - стимулируют Д-ть, увеличивают энергию и напряжение сил чел-а. Когда переживания ведут к скованности, пассивности - астенические.

3)Чувства -

чувства, в отличие от эмоций, носящих характер ориентировочных реакций, предметный и конкретный. Эмоции связаны с биологич. процессами, а чувства с социальной сферой. Эмоции связанны с областью бессознательного, а чувства представлены в сознании. Чувства имеют определенное внешнее проявление, а эмоции - нет. Чувства более длительны, чем эмоции, они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Чувства всегда индивидуальны. Виды:

Нравственные - это чувства, переживаемые при восприятии явлений действит-ти и сравнение этих явлений с нормами, выработанными в обществе (чувство долга, гуманность, любовь, дружба, сочувствие). Интеллектуальные - переживания, возникающие в процессе познават. Д-ти чела, они стимулируют, усиливают ее (удивление, любознательность, чувство сомнение в правильности решения и т.д.). Эстетические - эмоц. отношение к прекрасному в природе, в искусстве, в жизни людей (восторг, радость, тоска). 4.Настроение

- самое длительное эмоц. состояние, окрашивающее все поведение. Настроение интенсивно и предметно, чем эмоции. Настроение - это бессознательная оценка Л-тью того, на сколько благоприятно для нее складываются обстоятельства.

Теория Джемса - Ланге.

Органические изменения - первопричины эмоций, отражаясь в психики чел-а через систему обратных связей, они отражают эмоц. переживание соот-щей модальности. Т.о., сначала под действием внешних стимулов происходит характерные для эмоций изменения в организме и лишь за тем, как их следствие возникает сама эмоция. Т.о. периферические органические изменения - первопричины эмоций. Восприятие эмоц. стимулов -> нервно-мышечная реакция организма -> переработка в ЦНС импульсов, поступающих от органов -> возникновение субъективного переживания стимула в виде эмоций.

Страницы: 1 2 3


Взаимоотношения личности и группы и социально-психологические феномены поведения личности в группе
Взаимоотношения личности и группы представляются довольно сложными. Для понимания и оценки этих взаимоотношений следует учитывать как свойства личности, занимающей определенный статус в группе, так и состав, характер деятельности и уровень организации группы и других более широких социальных объединений. Основной детерминантой воздейст ...

Темперамент и способности
Темпера­мент, с одной стороны, как психологическое проявление свойств нервной системы имеет прямое отношение к природной основе характера. С другой стороны, типологические свойства нервной систе­мы имеют не менее близкое отношение к природной основе способ­ностей, к тому, что обычно называется задатками. Мысль эта высказывалась за посл ...

Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей и отношений между предметами и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, ...