Эмоционально-волевая сфера личностиСтраница 2
Информационная концепция эмоций П. В. Симонова: Эмоц. состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности чел-к производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивид. опыта, непроизвольно сопоставляя инфу о средствах, времени, ресурсах предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с инфой, поступившей в данный момент (Пример: эмоция страха, воспринимается при недостатке сведений о средствах, необходимых для защиты). Подход Симонова был реализован в формуле: Э=П(Ин
-Ис).
Специфика актуальной потребности; Ин - инфа, необходимая для удовлетворения актуальной потребности; Ис - существующая инфа, т.е. те сведения, которыми чел-к располагает на данный момент. Следствие, вытекающие из формул: если у чел-а нет потребностей (П=0), то и эмоции он не испытывает (Э=0), эмоция не возникает и тогда, когда чел-к, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная оценка вероятности удовлетворения потребности велика, появляются (+) чувства, (-)эмоции-> если субъект (-) оценивает возможность удовлетворения потребности. Т.о., сознавая или нет, чел-к постепенно сравнивает инфу о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от результатов сравнения, испытывает различные эмоции. Воля- это сознательное регулирование чел-ком своего поведения и Д-ти, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправл. действий и поступков. Главная функция В. - сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жизнеД-ти. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения НС-ы. Т.о., в качестве конкретизации главной функции выделяются 2 другие: активизирующая и тормозящая. Сознательность действий - характеризует волевое поведение. Волевое поведение всегда связано с преодолением препятствий - внутренних или внешних, но главное условие волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является осознание значения поставленной цели, осознание необходимости ее достичь. Волевые действия различают по степени осознанности:иногда чел-к не может объяснить ради чего он делает что-то - чаще всего это при эмоц. возбуждении - это импульсивные действия (степень осознания их снижена). Воля заключается в том, что чел-к в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Т.о воля связана с мыслительной Д-ю и чувствами. Психологии, структура волевого акта:1)Побуждение к совершению действий - осознание цели действия и связанного с ней мотива. 2)Влечение и желания - в зависимости от степени осознанности потребностей. Желания всегда осознаны, влечение - не ясно, смутно. Влечение рассматривают как переходное состояние -представленная в нем потребность, либо угасает, либо осознается и превращается в желание. Не всякое желание приводит к действию, оно не содержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в мотив, а затем в цель, оно оценивается чел-ом. Т.е. фильтруется через систему ценностей, получает определенную эмоц. окраску. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание бедующего действия и построение его плана. Иногда у чел-а возникают несколько несогласованных и даже противоречивых желаний - т.е. происходит борьба мотивов - какое же желание удовлетворить. Борьба мотивов заключатся во взвешивании всех «за» и «против» желаний. Заключительным моментом борьбы мотивов является - принятие решения - заключающиеся в выборе цели и способа действия. Для осуществления этого действия необходимо сознательное волевое усилие - особое состояние внутреннего напряжения или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов чела, необходимую для выполнения задуманного действия. Это волевое усилие может получить двоякое выражение: оно может проявиться во внешнем волевом действии, а в другом случае наоборот, оно заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия - внутреннее волевое действие. Рубинштейн:
Теоретические аспекты личностно-эмоциональных особенностей детей
разведенных родителей. Влияние психологического климата семьи на формирование
психики детей
«Семья – малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство» [42, с. 6].
Семья, как любая система, реализует ряд функций, отражающей как специфику семьи, ее ...
Понятие об ощущениях. Классификация ощущений. Общие закономерности ощущений
Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.
Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И.П.Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организован ...
Концепции детского развития Дональда Вудса Винникотта
Предлагаемый обзор концепции детского развития английского психотерапевта Д. Винникотта посвящен анализу значения первого года жизни для последующего развития ребенка. Анализируются условия закладывания склонности к депрессиям, психозам, страхам, антисоциальным тенденциям. С другой стороны, разбираются предпосылки нормального развития и ...