Эмоционально-волевая сфера личностиСтраница 2
Информационная концепция эмоций П. В. Симонова: Эмоц. состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности чел-к производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивид. опыта, непроизвольно сопоставляя инфу о средствах, времени, ресурсах предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с инфой, поступившей в данный момент (Пример: эмоция страха, воспринимается при недостатке сведений о средствах, необходимых для защиты). Подход Симонова был реализован в формуле: Э=П(Ин
-Ис).
Специфика актуальной потребности; Ин - инфа, необходимая для удовлетворения актуальной потребности; Ис - существующая инфа, т.е. те сведения, которыми чел-к располагает на данный момент. Следствие, вытекающие из формул: если у чел-а нет потребностей (П=0), то и эмоции он не испытывает (Э=0), эмоция не возникает и тогда, когда чел-к, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная оценка вероятности удовлетворения потребности велика, появляются (+) чувства, (-)эмоции-> если субъект (-) оценивает возможность удовлетворения потребности. Т.о., сознавая или нет, чел-к постепенно сравнивает инфу о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от результатов сравнения, испытывает различные эмоции. Воля- это сознательное регулирование чел-ком своего поведения и Д-ти, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправл. действий и поступков. Главная функция В. - сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жизнеД-ти. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения НС-ы. Т.о., в качестве конкретизации главной функции выделяются 2 другие: активизирующая и тормозящая. Сознательность действий - характеризует волевое поведение. Волевое поведение всегда связано с преодолением препятствий - внутренних или внешних, но главное условие волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является осознание значения поставленной цели, осознание необходимости ее достичь. Волевые действия различают по степени осознанности:иногда чел-к не может объяснить ради чего он делает что-то - чаще всего это при эмоц. возбуждении - это импульсивные действия (степень осознания их снижена). Воля заключается в том, что чел-к в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Т.о воля связана с мыслительной Д-ю и чувствами. Психологии, структура волевого акта:1)Побуждение к совершению действий - осознание цели действия и связанного с ней мотива. 2)Влечение и желания - в зависимости от степени осознанности потребностей. Желания всегда осознаны, влечение - не ясно, смутно. Влечение рассматривают как переходное состояние -представленная в нем потребность, либо угасает, либо осознается и превращается в желание. Не всякое желание приводит к действию, оно не содержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в мотив, а затем в цель, оно оценивается чел-ом. Т.е. фильтруется через систему ценностей, получает определенную эмоц. окраску. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание бедующего действия и построение его плана. Иногда у чел-а возникают несколько несогласованных и даже противоречивых желаний - т.е. происходит борьба мотивов - какое же желание удовлетворить. Борьба мотивов заключатся во взвешивании всех «за» и «против» желаний. Заключительным моментом борьбы мотивов является - принятие решения - заключающиеся в выборе цели и способа действия. Для осуществления этого действия необходимо сознательное волевое усилие - особое состояние внутреннего напряжения или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов чела, необходимую для выполнения задуманного действия. Это волевое усилие может получить двоякое выражение: оно может проявиться во внешнем волевом действии, а в другом случае наоборот, оно заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия - внутреннее волевое действие. Рубинштейн:
Структура личности в различных психологических теориях.
Л-ть - феномен общественного 1-я; конкретный живой ч-к, обладающий сознанием и самосознанием. Структура Л-и - целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, отношений и действий индивида/ сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта Д-и и общения. Л-ть - с ...
Основы знания повседневной
жизни. Реальность повседневной жизни
Так как целью данного исследования является социологический анализ реальности повседневной жизни, точнее, знания, определяющего поведение в повседневной жизни, то нас не слишком интересует, каким образом эта реальность представляется интеллектуалам в различных теоретических перспективах. Прежде всего мы должны обратиться к повседневной ...
Внимание и личность
Человек не рождается с определенными качествами внимания. В процессе формирования личности человека развивается, совершенствуется и формируется его внимание. В процессе деятельности ребенка, в ходе обучения и воспитания и под влиянием условий жизни формируется свойства личности ребенка, особенности его личности (идейная направленность, ...