Мышление как форма познават. деятельности. Развитие мыш-я в онтогенезе
Страница 2

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Мышление как форма познават. деятельности. Развитие мыш-я в онтогенезе

· овладение речью – возникают более точные обобщения

· наблюдение: сопоставление и сравнение – есть «ситуативное» мышление р-ка

· стремление к поиманию – начало активной мыслит. деят-ти.

Т.о., развитие мышления происходит в двух взаимосвязанных планах: действенном и речевом.

П. Я. Гальперин - процесс формирования умственных действий в онтогенезе: 1.Ориентировочные действия. 2.Выполнение заданного действия во внешней форме, в практическом плане с реальными предметами или их заменителями. 3. Выполнение действия без опоры на внешние предметы, перенесение действия в план внешней речи («громкая социализированная речь»). 4. Перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Свободное проговаривание действие целиком «про себя». 5. Выполнение действий в умственном плане. «Уход» выполнения д-я из сферы сознания.

Л. С. Выготский – 3 стадии процесса формирования понятий у детей:

1. Образование неоформленного, неупорядоченного множества предметов, обозначаемых одним словом. Распад на 3 этапа:

- выбор и объединение предметов наугад

- выбор на основе пространственного расположения предметов

- приведение к одному значению всех раннее объединенных предметов.

2. Образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков

4 вида комплексов:

- ассоциативный - любая внешне замеченная связь берется как достаточное основание для отнесения предметов к одному классу;

- коллекционный - взаимное дополнение и объединение предметов на основе частного функционального признака;

- цепной - переход в объединении одного признака к другому так, что одни предметы объединяются на основании одних, а другие - других признаков, причем все они входят в одну и туже группу;

- псевдопонятие - внешне - понятие, внутренне - комплекс.

3. Образование настоящих понятий (подростковый возраст):

- стадия потенциальных понятий - выделение группы предметов по одному общему признаку

- стадия интимных понятий - абстрагируется ряд необходимых и достаточных признаков дляопределения понятия, а затем они синтезируются и включаются в соответствующее определение.

Ж. Пиаже – операциональная теория развития мышления ребенка:

1. Стадия сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 лет) - развитие способности воспринимать и познавать окружающие предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках, р-к выделяет свое Я из окруж. мира;

2. Операционального мышления (2 – 7 лет) - складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешний действий с предметами. Формируются наглядные представления. Появ-ся эгоцентризм мышления;

3. Конкретные операции с предметами (7-8 до 11-12 лет) - умственные операции становятся обратимыми. Формируется понимание двух основных логич. принципов мышления, что если А=В и В=С, то А=С и что А+В=В+А. Появ-ся способность ранжировать предметы по признаку и классифицировать их.

4. Формальные операции (11-12 до 14-15 лет) - способность выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями. Внутренние умственные операции превращаются в структурно организованное целое.

Страницы: 1 2 


К интеграции академической и прикладной науки
Среди академических психологов существует глубокое предубеждение против прикладных исследований, предубеждение, которое проявляется в cфокусированности престижных научных журналов на чисто академической тематике и в зависимости научной карьеры психолога от его вклада именно в чистую, а не в прикладную науку. Частично это предубеждение о ...

Проведение качественного анализа
Мы ставили перед собой следующую цель: исследование о существовании связи между восприятием, вниманием, памятью дошкольника. Мы провели исследование уровней восприятия, внимания, памяти с помощью соответствующих методик. Проведенное нами исследование показало следующие результаты: большинство испытуемых имеют высокий уровень дифференци ...

Организация логопедической работы по преодолению нарушения чтения у учащихся младшего школьного возраста
В процессе логопедической работы нужно учитывать все принципы, которые служат основой для построения целенаправленной дифференцированной методики устранения нарушений чтения. Важнейшими из них являются следующие [16]: Принцип комплексности. Дислексия не является изолированным нарушением. Механизмы, вызывающие ее возникновение, обусловл ...