Мышление как форма познават. деятельности. Развитие мыш-я в онтогенезеСтраница 2
· овладение речью – возникают более точные обобщения
· наблюдение: сопоставление и сравнение – есть «ситуативное» мышление р-ка
· стремление к поиманию – начало активной мыслит. деят-ти.
Т.о., развитие мышления происходит в двух взаимосвязанных планах: действенном и речевом.
П. Я. Гальперин - процесс формирования умственных действий в онтогенезе: 1.Ориентировочные действия. 2.Выполнение заданного действия во внешней форме, в практическом плане с реальными предметами или их заменителями. 3. Выполнение действия без опоры на внешние предметы, перенесение действия в план внешней речи («громкая социализированная речь»). 4. Перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Свободное проговаривание действие целиком «про себя». 5. Выполнение действий в умственном плане. «Уход» выполнения д-я из сферы сознания.
Л. С. Выготский – 3 стадии процесса формирования понятий у детей:
1. Образование неоформленного, неупорядоченного множества предметов, обозначаемых одним словом. Распад на 3 этапа:
- выбор и объединение предметов наугад
- выбор на основе пространственного расположения предметов
- приведение к одному значению всех раннее объединенных предметов.
2. Образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков
4 вида комплексов:
- ассоциативный - любая внешне замеченная связь берется как достаточное основание для отнесения предметов к одному классу;
- коллекционный - взаимное дополнение и объединение предметов на основе частного функционального признака;
- цепной - переход в объединении одного признака к другому так, что одни предметы объединяются на основании одних, а другие - других признаков, причем все они входят в одну и туже группу;
- псевдопонятие - внешне - понятие, внутренне - комплекс.
3. Образование настоящих понятий (подростковый возраст):
- стадия потенциальных понятий - выделение группы предметов по одному общему признаку
- стадия интимных понятий - абстрагируется ряд необходимых и достаточных признаков дляопределения понятия, а затем они синтезируются и включаются в соответствующее определение.
Ж. Пиаже – операциональная теория развития мышления ребенка:
1. Стадия сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 лет) - развитие способности воспринимать и познавать окружающие предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках, р-к выделяет свое Я из окруж. мира;
2. Операционального мышления (2 – 7 лет) - складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешний действий с предметами. Формируются наглядные представления. Появ-ся эгоцентризм мышления;
3. Конкретные операции с предметами (7-8 до 11-12 лет) - умственные операции становятся обратимыми. Формируется понимание двух основных логич. принципов мышления, что если А=В и В=С, то А=С и что А+В=В+А. Появ-ся способность ранжировать предметы по признаку и классифицировать их.
4. Формальные операции (11-12 до 14-15 лет) - способность выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями. Внутренние умственные операции превращаются в структурно организованное целое.
Проблема образа как фундаментальная проблема
психологии. Образ как феномен психического отражения
С позиций, разработанных в отечественной психологии, образ понимается как отношение отражения. Образ представляет собой отражение какого–либо объекта, предмета или события.
Отечественные психологи, продолжив линию исследований психических явлений, намеченную Сеченовым, поняли то, что в психологической науке категории отражения принадле ...
Выводы
Мы экспериментально изучили самооценку у детей младшего школьного возраста. Результаты исследования показали, что большинство учащихся исследуемого класса имеют заниженный уровень самооценки, эти дети не умеют оценивать свои сильные и слабые стороны, они не уверенны в себе, видят в себе только отрицательное, проявляют повышенную самокри ...
Виды речевой деятельности и их особенности
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог - это непосредственное общение двух или нескольких человек.
Диалогическая речь - это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь з ...

