Мышление как форма познават. деятельности. Развитие мыш-я в онтогенезеСтраница 2
· овладение речью – возникают более точные обобщения
· наблюдение: сопоставление и сравнение – есть «ситуативное» мышление р-ка
· стремление к поиманию – начало активной мыслит. деят-ти.
Т.о., развитие мышления происходит в двух взаимосвязанных планах: действенном и речевом.
П. Я. Гальперин - процесс формирования умственных действий в онтогенезе: 1.Ориентировочные действия. 2.Выполнение заданного действия во внешней форме, в практическом плане с реальными предметами или их заменителями. 3. Выполнение действия без опоры на внешние предметы, перенесение действия в план внешней речи («громкая социализированная речь»). 4. Перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Свободное проговаривание действие целиком «про себя». 5. Выполнение действий в умственном плане. «Уход» выполнения д-я из сферы сознания.
Л. С. Выготский – 3 стадии процесса формирования понятий у детей:
1. Образование неоформленного, неупорядоченного множества предметов, обозначаемых одним словом. Распад на 3 этапа:
- выбор и объединение предметов наугад
- выбор на основе пространственного расположения предметов
- приведение к одному значению всех раннее объединенных предметов.
2. Образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков
4 вида комплексов:
- ассоциативный - любая внешне замеченная связь берется как достаточное основание для отнесения предметов к одному классу;
- коллекционный - взаимное дополнение и объединение предметов на основе частного функционального признака;
- цепной - переход в объединении одного признака к другому так, что одни предметы объединяются на основании одних, а другие - других признаков, причем все они входят в одну и туже группу;
- псевдопонятие - внешне - понятие, внутренне - комплекс.
3. Образование настоящих понятий (подростковый возраст):
- стадия потенциальных понятий - выделение группы предметов по одному общему признаку
- стадия интимных понятий - абстрагируется ряд необходимых и достаточных признаков дляопределения понятия, а затем они синтезируются и включаются в соответствующее определение.
Ж. Пиаже – операциональная теория развития мышления ребенка:
1. Стадия сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 лет) - развитие способности воспринимать и познавать окружающие предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках, р-к выделяет свое Я из окруж. мира;
2. Операционального мышления (2 – 7 лет) - складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешний действий с предметами. Формируются наглядные представления. Появ-ся эгоцентризм мышления;
3. Конкретные операции с предметами (7-8 до 11-12 лет) - умственные операции становятся обратимыми. Формируется понимание двух основных логич. принципов мышления, что если А=В и В=С, то А=С и что А+В=В+А. Появ-ся способность ранжировать предметы по признаку и классифицировать их.
4. Формальные операции (11-12 до 14-15 лет) - способность выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями. Внутренние умственные операции превращаются в структурно организованное целое.
Результаты второго этапа исследования
Для изучения личностных особенностей подростков, чувствующих себя одинокими, нами был использован личностный опросник «НЭП», предложенный Г. Айзенком (1969). Проанализируем полученные результаты по шкалам.
Шкала лжи (L).
Анализ результатов показал, что испытуемые не стремятся создать слишком благоприятный образ себя и достаточно откро ...
Радость и счастье одиночества
Но так ли страшен черт? Если одиночество — это наше неотъемлемое свойство, то стоит ли его так бояться? Да, никто и никогда нас не поймет, никто не разделит горести и радости нашего существования, ну и что? Осознание своего одиночества — это не трагедия, это повод отказаться от иллюзий и перестать, наконец, цепляться за других людей. Ре ...
Теоретические основы
возникновения и развития конфликтов. Общая характеристика конфликта
Психологи рассматривают конфликт как естественное условие взаимодействия людей, в основе которого лежат противоречия, существенные различия между интересами и ценностями субъектов социальных связей на соответствующем этим различиям эмоциональном фоне. Они утверждают, что конфликт, будучи проявлением общения существ, способных к самосо ...