Межгрупповые отношения

Изучением занимались Постав Лебон (исследования межгрупповой агрессии); Т. Адарно (исследование негативных установок на другую группу); психоаналитики (исследование враждебности и страха); М.Шериф (1954г) провел эксперимент в американском лагере (4 стадии). На первой подросткам была предложена общая деятельность по уборке лагеря U были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы; на второй их разделили на две группы, так, чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения, враждебность не наблюдалась по отношению друг к другу. На 3 стадии была задана различная Д-ть на условиях соревнования; наблюдался рост межгрупповой враждебности; на 4-й - группы были вновь объединены и занялись общей Д-ю;

межгрупповая враждебность уменьшилась, но не исчезла полностью). Шериф предложил собственно «групповой» подход к изучению межгрупповых отношений: источники межгрупповой враждебности или сотрудничества отыскиваются здесь не в мотивах отдельной личности, а в ситуациях группового взаимодействия. А. Тешфел 'настаивал на значении когнитивных процессов в межгрупповых отношениях. Причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе, и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе. Область межгрупповых отношений - это преимущественно когнитивная сфера, включающая в себя 4 основных процесса: 1) социальную категоризацию; 2) социальную идентификацию; 3) социальное сравнение; 4) социальную (межгрупповую) дискриминацию. Агеев говорил о межгрупповом восприятии. Мы имеем дело с упорядочением индивидуальных когнитивных структур, связыванием их в единое целое; это не простая сумма восприятия чужой группы индивидами, принадлежащими к субъекту восприятия. Межгрупповое восприятие обладает двумя характеристиками: для группы - субъекта восприятия - это «целостность», которая определяется как степень совпадения представлений членов этой группы о другой группе; относительно группы - объекта восприятия - это «унифицированность», "которая показывает степень распространения представлений о другой группе на отдельных ее членов. Целостность и унифицированность - специфические структурные характеристики межличностного восприятия. Динамические характеристики межгруппового восприятия также отличаются от динамических характеристик межличностного восприятия: межгрупповые социально-перцептивные процессы обладают большей устойчивостью, консервативность, ригидностью, поскольку их субъектом является не один человек, а группа, и формирование, таких процессов не только более длительный, но и более сложный процесс, в который включается как индивидуальный жизненный опыт каждого члена группы, так и опыт «жизни» группы.

Диапазон возможных сторон, с точки зрения которых воспринимается другая группа, значительно более узок по сравнению с тем, что имеет место в случае межличностного восприятия: образ другой группы формируется непосредственно в зависимости от ситуации совместно межгрупповой деятельности. Межгрупповая деятельность может выступать как в форме непосредственного взаимодействия различных групп, так и в своих крайне опосредованных безличных формах, например, через обмен ценностями культуры фольклора и т. п.

Как сама природа межгруппового восприятия, так и зависимость его от характера культуры обуславливает особо важную роль стереотипов в этом процессе. Восприятие чужой группы через стереотип - явление широкораспространенное. В нем необходимо различать две стороны: стереотип помогает быстро и достаточно надежно категоризировать воспринимаемую группу, то есть отнести ее к какому-то более широкому классу явлений. В этом качестве стереотип необходим и полезен, поскольку дает относительно быстрое и схематичное знание. Однако, коль скоро стереотип другой группы наполняется негативными характеристиками, он начинает способствовать формированию межгрупповой враждебности, так как происходит поляризация оценочных суждений (особенно проявляется это в межэтнических отношениях). В рамках принципа деятельности было выделено межгрупповое восприятие как специфический социально-психологический предмет исследования в области межгрупповых отношений.


Шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттелла
На основе модели личности Р. Кеттелл создал ряд личностных опросников, из которых наиболее известен 16-факторный личностный опросник (16 PF) Опросник 16 PF впервые был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности. Опросник представляет систему из 16 шкал, измеряющих различные полярные свойства личности. Методика ...

Приложения
Приложение 1 Тест УСК ИНСТРУКЦИЯ: Вам будут предложены 44 вопроса. Ответьте пожалуйста на поставленные вопросы, используя (отмечая на бланке) одну из градаций 7-балльной шкалы: Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен Опросник УСК Продвижение по службе больше зависит от удачного стече ...

Основы знания повседневной жизни. Реальность повседневной жизни
Так как целью данного исследования является социологический анализ реальности повседневной жизни, точнее, знания, определяющего поведение в повседневной жизни, то нас не слишком интересует, каким образом эта реальность представляется интеллектуалам в различных теоретических перспективах. Прежде всего мы должны обратиться к повседневной ...