Межгрупповые отношения

Изучением занимались Постав Лебон (исследования межгрупповой агрессии); Т. Адарно (исследование негативных установок на другую группу); психоаналитики (исследование враждебности и страха); М.Шериф (1954г) провел эксперимент в американском лагере (4 стадии). На первой подросткам была предложена общая деятельность по уборке лагеря U были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы; на второй их разделили на две группы, так, чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения, враждебность не наблюдалась по отношению друг к другу. На 3 стадии была задана различная Д-ть на условиях соревнования; наблюдался рост межгрупповой враждебности; на 4-й - группы были вновь объединены и занялись общей Д-ю;

межгрупповая враждебность уменьшилась, но не исчезла полностью). Шериф предложил собственно «групповой» подход к изучению межгрупповых отношений: источники межгрупповой враждебности или сотрудничества отыскиваются здесь не в мотивах отдельной личности, а в ситуациях группового взаимодействия. А. Тешфел 'настаивал на значении когнитивных процессов в межгрупповых отношениях. Причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе, и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе. Область межгрупповых отношений - это преимущественно когнитивная сфера, включающая в себя 4 основных процесса: 1) социальную категоризацию; 2) социальную идентификацию; 3) социальное сравнение; 4) социальную (межгрупповую) дискриминацию. Агеев говорил о межгрупповом восприятии. Мы имеем дело с упорядочением индивидуальных когнитивных структур, связыванием их в единое целое; это не простая сумма восприятия чужой группы индивидами, принадлежащими к субъекту восприятия. Межгрупповое восприятие обладает двумя характеристиками: для группы - субъекта восприятия - это «целостность», которая определяется как степень совпадения представлений членов этой группы о другой группе; относительно группы - объекта восприятия - это «унифицированность», "которая показывает степень распространения представлений о другой группе на отдельных ее членов. Целостность и унифицированность - специфические структурные характеристики межличностного восприятия. Динамические характеристики межгруппового восприятия также отличаются от динамических характеристик межличностного восприятия: межгрупповые социально-перцептивные процессы обладают большей устойчивостью, консервативность, ригидностью, поскольку их субъектом является не один человек, а группа, и формирование, таких процессов не только более длительный, но и более сложный процесс, в который включается как индивидуальный жизненный опыт каждого члена группы, так и опыт «жизни» группы.

Диапазон возможных сторон, с точки зрения которых воспринимается другая группа, значительно более узок по сравнению с тем, что имеет место в случае межличностного восприятия: образ другой группы формируется непосредственно в зависимости от ситуации совместно межгрупповой деятельности. Межгрупповая деятельность может выступать как в форме непосредственного взаимодействия различных групп, так и в своих крайне опосредованных безличных формах, например, через обмен ценностями культуры фольклора и т. п.

Как сама природа межгруппового восприятия, так и зависимость его от характера культуры обуславливает особо важную роль стереотипов в этом процессе. Восприятие чужой группы через стереотип - явление широкораспространенное. В нем необходимо различать две стороны: стереотип помогает быстро и достаточно надежно категоризировать воспринимаемую группу, то есть отнести ее к какому-то более широкому классу явлений. В этом качестве стереотип необходим и полезен, поскольку дает относительно быстрое и схематичное знание. Однако, коль скоро стереотип другой группы наполняется негативными характеристиками, он начинает способствовать формированию межгрупповой враждебности, так как происходит поляризация оценочных суждений (особенно проявляется это в межэтнических отношениях). В рамках принципа деятельности было выделено межгрупповое восприятие как специфический социально-психологический предмет исследования в области межгрупповых отношений.


Развитие внимания
В развитии внимания у ребенка можно отметить диффузный, неустойчивый его характер в раннем детстве. Тот отмеченный уже факт, что ребенок, увидя новую игрушку, сплошь и рядом выпускает из рук ту, которую он держал, иллюстрирует это положение. Однако это положение имеет не абсолютный характер. Наряду с вышеотмеченным фактом нужно учесть и ...

Анализ феноменов коммуникаций в деловых формах общения.
Прежде чем перейти к анализу коммуникативных барьеров и конфликтов в общении, необходимо осветить понятийный аппарат форм делового общения. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. ...

Восприятие движения
Любая деятельность содержит в себе движение в пространстве, а, любое движение происходит во времени. Эти измерения взаимосвязаны, и то, как они воспринимаются, зависит и от наших сенсорных способностей, и от точек отсчета, которые мы устанавливаем при их оценке. Движение предмета мы воспринимаем в основном благодаря тому, что он, переме ...