Сравнение психики животных и человека
Страница 1

Нет сомнения/ что существует огромная разница м\у психикой человека и психикой самого высшего животного: 1)* Ни в какое сравнение не идет «язык» животных и язык человека. В то время как жив-ое может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языкаинформировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передовать им социальный опыт. ^Разница в «языке» животных и языке человека определяет различие и в М-ии. Это объясняется тем, что каждая отдельная псих-ая ф-ция Р-ся во взаимодействии с др. функ-ми. Эксперементальные иссл-ия показали, что высшим жив-м свойственно лишь практическое («ручное» по Павлову) М-ие. Абстрактные формы М-ия еще не наблюдал у обезъян ни один исследователь, когда-либо изучавший психику животных. Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Поведение чел-а хар-ся способностью абстрагироваться ( отвлекаться) от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. *Т.О., конкретное практическое М-ие животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность чел-а к абстрактному М-ию устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Чел-к способен поступать соответственно познанной необходимости- сознательно. 2)Второе отличие чел-а от жив-го зак-ся в его способности создавать и сохранять орудия. Жив-ое создает орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Вне конкретной ситуации жив­ое никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его в прок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно уже перестает сущ-ть для обезьяны как орудие. Животные не живут в мире постоянных вещей.Предмет приобретает определенное значение лишь в конкретной ситуации, в процессе Д-ти. Кроме того, орудийная Д-ть жив-ых никогда не совершается коллективно- в лучшем случае обезъяны могут наблюдать Д-ть своего собрата.Чел-к создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. 3)Третья отличительная черта псих-ой Д-ти чел-а - передача общественного опыта. И жив-ое и чел-к имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действийна определенного вида раздражитель. И то и др. приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, но только чел-к присваивает общественный опыт( психику чел-а в наибольшей мере Р-ет передаваемый ему общественный опыт). В Р-тии чувств, как и в Р-тии абстрактного М-ия заключен способ наиболее адекватного отражения действительности => 4)Различие в чувствах. Предметы и явления в действительности могут вызывать у жив-х и у чел-а определенные виды отношений к тому, что воздействует - полож-ые или отриц-ые эмоции. Однако только в чел-е может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость др. чел-а, наслаждаться картинами природы или испытывать интеллектуальные чувства при осознании какого-либо жизненного факта. 5)Важнейшее отличие психики чел-а от психики жив-х - в условиях их Р-тия. Если на протяжении Р-тия жив-го мира Р-тие психики шло по законам биологической эволюции, то Р-тие собственно чел-ой психики, чел-го сознания подчиняется законам общественно-исторического Р-тия. Пр.:

Страницы: 1 2


Индивидуум как единое и самосогласующееся целое
Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся оргазмом, составляет главную посылку адлеровской психологии. Адлер дал своей теории название "индивидуальная психология", поскольку в латыни "individuum" означает "неделимый" — то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исх ...

Фикционный финализм
По убеждению Адлера, все, что мы делаем в жизни, и но нашим стремлением к превосходству. Цель этого стремления — достичь совершенства, полноты и целостности в нашей жизни. Адлер полагал, что эта универсальная мотивационная тенденция принимает конкретную форму в стремления к субъективно понимаемой определяющей цели. Чтобы оценить эти рас ...

Особенности психического развития детей 6 – 7 лет.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, но прежде чем использовать имеющиеся резервы развития необходимо дать качественную характеристику психических процессов данного возраста. ...