Особенности психической активности животных и онтогенез их психики. Проблема интеллекта
Страница 1

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Особенности психической активности животных и онтогенез их психики. Проблема интеллекта

Активность и онтогенез .психическую Д-ть можно познать только в процессе ее развития, поэтому основное внимание ученых должно быть обращено на индивидуальное и историческое становление поведения животных. Именно так понимал изучение психической Д-ти животных В.А.Вагнер/ говоря, что это изучение может быть строго научным лишь при применении 2-х методов: онтогенетического и филогенетического В вместе образуют - биогенетический метод. При анализе любого поведения психической Д-ти встает вопрос о врожденных и приобретенных компонентах поведения В онтогенеза поведения. Две точки зрения на проблему: 1. Учитывались как генетически фиксированные, так и индивидуально приобретаемые компоненты и подчеркивались значение Д-ти как ведущего фактора отбора и модификации врожденных элементов поведения.' 2. одностороннее решение вопроса - сведение всего процесса развития поведения к действию лишь одной из этих категорий факторов. Сложность и многообразие проявлений онтогенеза поведения животных чрезвычайно затрудняет периодизацию этого процесса. Поэтому лучше выделить три периода:

пренатального, постнатального и ювенильного.

Пренатальный период: поведение эмбриона является во многих отношениях основой всего процесса развития поведения в онтогенезе. Значение эмбриогенеза для формирования психической Д-ти состоит в том, чтобы подготовить морфофункциональную основу психического отражения. Это относится как к двигательным компонентам психической Д-ти, так и к подготовке условий для функционирования сенсомоторных систем на постэмбриональном этапе развития. Для подготовки этой базы достаточна генетически фиксированная спонтанная двигательная активность эмбриона, дополняемая эмбриональным научением. Ранний постнатальный период. Психическая Д-ть эмбриона- это поведение и психика в процессе их становления на начальной стадии существования особи. На этом этапе развития важнейшие взаимоотношения организма с окружающей средой, устанавливаются связи с жизненно важными компонентами этой среды и закладываются основы поведения взрослого животного. Здесь происходит созревание врожденных форм поведения, облигатного и факультативного научения, элементарные формы исследовательского поведения. Облигатное научение - все формы научения, которые необходимы для выполнения важнейших функций, т.е. относящихся к видоспецифическому, инстинктивному поведению. Факультативное научение - приобретение индивидуального опыта, который зависит от частных условий жизни особи и не являются необходимыми для всех представителей данного вида в качестве компонента их инстинктивного поведения.

Ювенильный ( игровой ) период: ( только относительно детенышей высших животных, у которых развитие поведения совершается перед половым созреванием в форме игровой активности).Игровая активность животных представляет собой следующий комплекс весьма разнообразных поведенческих актов, в своей совокупности составляющих содержание поведения молодого животного на этапе онтогенеза. Фабри предложил концепцию: Игра является:

—развивающей Д-тью; — ювенильной ( перед взрослым состоянием) фазой развития поведения в онтогенезе, — не «образец» взрослого поведения, а само это поведение в процессе своего становления.

Страницы: 1 2


Самоактуализация личности, как проявление ее индивидуальности
У каждого человека есть тот или иной характер, более или менее разнообразные способности, каждый носит в себе множество простых и сложных ролей. Наконец, у каждого человека, даже самого примитивного, есть свой внутренний мир, свои потребности, личностные ценности, которые сообщают смысл всему, с чем человек сталкивается, формируя отноше ...

Изучение и формирование мотивации у школьников
Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий. Теперь рассмотрим частный случай мотивации - учебная мотив ...

Помощь родильнице.
Первый час после родов – очень важное время для матери и малыша. Оно может до некоторой степени определить, как ребёнок будет относиться к матери, что, в свою очередь, может повлиять на его отношения с другими людьми и с миром, его окружающим. Этот критический период после родов может сильно повлиять на способность человека любить и воо ...