Положительные и отрицательные психические состояния
военнослужащихСтраница 2
Особым отрицательным психическим состоянием является психическая напряженность. Она вызывается не только ситуацией опасности, риска, но и необходимостью обстановки, возрастанием ответственности, необходимостью выполнения задачи, связанной с большими трудностями.
Степень напряженности в условиях боя, ее длительность и влияние на деятельность зависят не только от характера боевой задачи, обстановки, вида оружия, но и от индивидуальных особенностей человека, мотивов его поведения, опыта, знаний, навыков, основных свойств нервной системы, эмоциональной устойчивости. Поэтому в одной и той же ситуации степень напряженности у разных людей бывает разная. Напряженность как состояние затрагивает всю психику и влияет как на характер и уровень психической активности в целом, так и на отдельные психические функции.
С этой точки зрения можно выделить несколько форм напряженности:
· перцептивную, возникающую в случае больших затруднений и ошибок в восприятии необходимой информации!
· интеллектуальную, когда человек не может найти способ решения задачи или выход из критической ситуации;
· эмоциональную, когда возникают эмоции, дезорганизующие деятельность;
· волевую, когда человек не может проявить сознательное усилие и овладеть собой;
· мотивационную, связанную с борьбой мотивов (например, продолжать активно выполнять долг или же уклониться от опасности и риска).
Ведение боя требует напряжения умственных, физических и нравственных сил воина. В отличие от напряжения сил, которое может, если не является запредельным, повысить возможности человека во время действий в сложной ситуации, напряженность отрицательно сказывается на функционировании психических процессов и деятельности в целом. Ее отрицательное влияние выражается в ухудшении внимания, памяти, мышления, в скованности действий, несоразмерности или даже хаотичности движений. Она затрудняет контролирующие и регулирующие функции сознания, мешает своевременно учитывать и предвосхищать изменения в обстановке, четко и оперативно применять и видоизменять приемы и способы действий, сохранять устремленность к цели. Оптимальным состоянием бойца является состояние напряжения всех сил, целесообразная мобилизованность всех потенциальных возможностей и способностей[10].
Есть основания наряду с индивидуальной выделять групповую напряженность, которая нарушает общую деятельность, понижает уровень коллективного взаимодействия. Современная боевая техника и оружие требуют совместных и согласованных действий воинов. Боевой результат обусловлен деятельностью многих людей. Если возникает групповая напряженность (трения, конфликты и т.п.), нарушается взаимопонимание, исчезает слаженность и согласованность в их боевой работе.
Устойчивость к психической напряженности, сохранение эффективности боевой деятельности определяются прежде всего высоким уровнем направленности личности, мотивами поведения воинов, их мастерством, готовностью к активным и самоотверженным боевым действиям. Именно поэтому психологическая подготовка к выполнению задач, умелое руководство личным составом могут предупредить появление крайних форм напряженности, помочь воинам преодолеть возникшую напряженность. Психическая напряженность в боевой обстановке предупреждается, как показали Великая Отечественная война и участие в различных военных конфликтах, активизацией и формированием высоких мотивов поведения воинов: любви к Родине, ненависти к ее врагам, чувства долга, верности боевым традициям. Эти мотивы придают действиям воина в сложной обстановке смысл вклада в общий успех, в победу правого дела, что приносит ему большое моральное удовлетворение, тем самым повышая устойчивость его психики и поведения. Важную роль играет управленческое мастерство, личная забота командиров о физическом и психическом здоровье подчиненных.Таким образом, знания о сути психических состояний помогут военнослужащим минимизировать влияние отрицательных состояний на психику, что обусловит успешное решение боевых задач, стоящих перед воином.
К исторической науке о социальном поведении
В свете изложенных выше аргументов, продолжающееся в психологии движение в направлении, связанном с попытками построения общих законов социального поведения, выглядит ошибочными, а связанное с ним убеждение, что знание о социальном взаимодействии может быть накоплено так же, как знание в естественных науках, выглядит неоправданным. В су ...
Кризис среднего возраста в когнитивной сфере
Кризис середины жизни
- психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно. В результате деп ...
Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному
обучению.
Проблема психологической готовности к школьному обучению чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит, с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой – успешность последующего развития и обучения детей в школе. Многие пе ...