Положительные и отрицательные психические состояния военнослужащих
Страница 3

Статьи по психологии » Военная психология и ее значение в военной атмосфере » Положительные и отрицательные психические состояния военнослужащих

Знания о психических состояниях подчиненных помогут и командирам эффективнее управлять деятельностью воинов в условиях боя.

История ведения боевых действий свидетельствует о том, что исход любого боя во многом зависит от психологических возможностей сражающихся. Анализируя сущность, содержание и динамику протекания некоторых психических состояний военнослужащих, участвующих в боевых действиях, можно пронаблюдать тенденции в их поведении.

Современный общевойсковой бой с применением боевой техники и оружия предъявляет к психике военнослужащих и их здоровью очень высокие требования. Боевая обстановка требует от каждого военнослужащего проявления особых усилий, и в первую очередь психологических.

Последствиями различных видов боевых действий являются разные психические состояния воинов. При этом их внутренняя активность, напряженность находит выход, совпадает с внешней активностью самих боевых действий.

Сложность выполнения самых различных задач в боевой обстановке требует от военнослужащих повышенной затраты физических сил. В результате чего резко повышается их утомляемость, что в конечном счете приводит к снижению уровня боевой активности и боеспособности подразделений и частей. Порой заметно возрастает число отрицательных психических состояний, таких, как беспокойство, боязнь, неуверенность, страх.

Боевая обстановка требует от воина быть осторожным в своих действиях, что очень часто вызывает закрепощенность процесса его мышления, притупленность восприятия реальной опасности. Так, определенная часть воинов, испытывающая отрицательные психические состояния в боевой обстановке, старается быть поближе к своим товарищам, коллективу. В бою такие военнослужащие не проявляют инициативы, хотя и исполнительны, трудолюбивы. Но производительность (результативность) их не высока, так как их мысли постоянно сосредоточены на том, как избежать гибели.

В ходе выполнения необходимых работ по подготовке к оборонительному бою далеко не все военнослужащие ведут себя одинаково. Одни - собраны, отличаются точностью действий. Другие - суетливы, эмоциональны, быстро устают и т.д. Определенный процент военнослужащих испытывает состояние обреченности из-за долгого времени нахождения в условиях постоянной опасности, ожидания возможного применения противником неизвестного оружия, например, мин, различных «военных сюрпризов», использования электронно-компьютерных технологий. Это накладывает дополнительный психологический отпечаток на психическое состояние[11].

К числу военнослужащих, испытывающих отрицательные психические состояния, в большей степени относятся воины, входящие в группы риска, - часто обращающиеся с жалобами невротического характера, эмоционально возбудимые, склонные к употреблению алкогольных и наркотических веществ.

Отрицательными психическими состояниями могут быть уныние, беспокойство, страх, ощущение упадка. При этом военнослужащий очень быстро устает физически, у него наступает нервно-физиологическое истощение, наблюдается повышенная нервозность, ослабевают психические процессы, особенно внимание и память[12].

Большую склонность к отрицательным психическим состояниям имеют военнослужащие с повышенной внушаемостью. Они более подвержены влиянию отрицательных реакций в опасной ситуации. Причем внушаемость находится в прямой зависимости от психического состояния и наоборот.

Кроме того, особую опасность в боевой обстановке могут вызвать так называемые психогенные отравляющие вещества, которые способны вывести военнослужащего из строя на длительное время. Этот тип отравляющих веществ поражает центральную нервную систему и вызывает психические расстройства, напоминающие разного рода галлюцинации. Внешне военнослужащие, подвергшиеся их воздействию, проявляют активность в поведении, находятся в состоянии подъема, а на самом деле практически теряют ориентацию во времени и в обстановке[13].

Страницы: 1 2 3 4 5


Выводы
1. Профессиональное самоопределение является длительным процессом, состоящим из нескольких этапов и имеющим разветвленную структуру. В процессе профессиональной переориентации безработный сознательно определяет личностные приоритеты в смысле выбора профессиональных ориентиров и реализует их в совместной деятельности путем усвоения специ ...

Стили педагогического общения
Проблемы общения разрабатывались педагогами и психологами на протяжении длительного периода времени, поскольку процесс социализации человеческой личности невозможен без общения. Понятие общения является сложным и многогранным. Так, М.И. Лисина характеризует общение как взаимодействие участвующих в этом процессе людей, направленное на с ...

Введение.
Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. И, конечно же, огромное количество контактов, в кото­рые ежедневно вступает человек, требует от него выпол­нения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанци ...