Положительные и отрицательные психические состояния
военнослужащихСтраница 3
Знания о психических состояниях подчиненных помогут и командирам эффективнее управлять деятельностью воинов в условиях боя.
История ведения боевых действий свидетельствует о том, что исход любого боя во многом зависит от психологических возможностей сражающихся. Анализируя сущность, содержание и динамику протекания некоторых психических состояний военнослужащих, участвующих в боевых действиях, можно пронаблюдать тенденции в их поведении.
Современный общевойсковой бой с применением боевой техники и оружия предъявляет к психике военнослужащих и их здоровью очень высокие требования. Боевая обстановка требует от каждого военнослужащего проявления особых усилий, и в первую очередь психологических.
Последствиями различных видов боевых действий являются разные психические состояния воинов. При этом их внутренняя активность, напряженность находит выход, совпадает с внешней активностью самих боевых действий.
Сложность выполнения самых различных задач в боевой обстановке требует от военнослужащих повышенной затраты физических сил. В результате чего резко повышается их утомляемость, что в конечном счете приводит к снижению уровня боевой активности и боеспособности подразделений и частей. Порой заметно возрастает число отрицательных психических состояний, таких, как беспокойство, боязнь, неуверенность, страх.
Боевая обстановка требует от воина быть осторожным в своих действиях, что очень часто вызывает закрепощенность процесса его мышления, притупленность восприятия реальной опасности. Так, определенная часть воинов, испытывающая отрицательные психические состояния в боевой обстановке, старается быть поближе к своим товарищам, коллективу. В бою такие военнослужащие не проявляют инициативы, хотя и исполнительны, трудолюбивы. Но производительность (результативность) их не высока, так как их мысли постоянно сосредоточены на том, как избежать гибели.
В ходе выполнения необходимых работ по подготовке к оборонительному бою далеко не все военнослужащие ведут себя одинаково. Одни - собраны, отличаются точностью действий. Другие - суетливы, эмоциональны, быстро устают и т.д. Определенный процент военнослужащих испытывает состояние обреченности из-за долгого времени нахождения в условиях постоянной опасности, ожидания возможного применения противником неизвестного оружия, например, мин, различных «военных сюрпризов», использования электронно-компьютерных технологий. Это накладывает дополнительный психологический отпечаток на психическое состояние[11].
К числу военнослужащих, испытывающих отрицательные психические состояния, в большей степени относятся воины, входящие в группы риска, - часто обращающиеся с жалобами невротического характера, эмоционально возбудимые, склонные к употреблению алкогольных и наркотических веществ.
Отрицательными психическими состояниями могут быть уныние, беспокойство, страх, ощущение упадка. При этом военнослужащий очень быстро устает физически, у него наступает нервно-физиологическое истощение, наблюдается повышенная нервозность, ослабевают психические процессы, особенно внимание и память[12].
Большую склонность к отрицательным психическим состояниям имеют военнослужащие с повышенной внушаемостью. Они более подвержены влиянию отрицательных реакций в опасной ситуации. Причем внушаемость находится в прямой зависимости от психического состояния и наоборот.
Кроме того, особую опасность в боевой обстановке могут вызвать так называемые психогенные отравляющие вещества, которые способны вывести военнослужащего из строя на длительное время. Этот тип отравляющих веществ поражает центральную нервную систему и вызывает психические расстройства, напоминающие разного рода галлюцинации. Внешне военнослужащие, подвергшиеся их воздействию, проявляют активность в поведении, находятся в состоянии подъема, а на самом деле практически теряют ориентацию во времени и в обстановке[13].
Особенности развития психологического знания в России на рубеже XIX века
XIX век – один из самых знаменательных этапов в русской истории и русской науке. Ослабление цензурного гнета, открытие многих либеральных изданий, возобновление университетских курсов по философии и психологии пробудили надежды прогрессивной части общества на то, что и в России, наконец, произойдет реформирование уклада и просвещение. О ...
Описание и анализ результатов изучения самооценки младших школьников
С целью проверки эффективности программы и доказательства гипотезы был проведен итоговый эксперимент с использованием тех же методик, что и в констатирующем эксперименте.
Для выявления проявления свойств самосознания была повторно проведена методика «МЭДОС» (шкала 1).
Результаты диагностики представлены на рисунке 4:
Рис.4. Результ ...
Театрализованные игры
Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. Театрализованные игры в отличие от сюжетно-ролевых предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умени ...