Виды и основные свойства внимания
Страница 2

Произвольное внимание возникло у человека и развивалось в процессе труда, так как без способности направлять и поддерживать внимание в процессе труда невозможно осуществлять трудовую деятельность. У школьников произвольное внимание развивается в процессе учебной деятельности, воспитания и самовоспитания. В процессе учебной деятельности требуется ясная постановка цели, организованность, сохранение и поддержание внимания в ходе всей работы. [1]

Сохранение устойчивого произвольного внимания зависит от ряда условий.

1. Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности. Осознание учеником долга хорошо учиться вызывает у него преднамеренное внимание к учебной работе в тех случаях, когда что-то отвлекает его от учения.

2. Отчетливое понимание цели и задачи выполняемой деятельности. Учитель ставит задачу перед учеником – следить, как читает другой ученик, и исправлять его ошибки. Школьник внимательно следит за чтением, он осознал необходимость быть внимательным.

3. Устойчивость интересов. Ученик увлечен шахматной партией. У него встречаются трудности в позиции, появляются усталость, но внимание не снижается.

4. Привычные условия работы. В строго определенное время и в определенном месте школьник готовит уроки, это поддерживает его произвольное внимание.

5. Создание благоприятных условий для деятельности, то есть исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (телевизионные передачи, интересный рассказ, читаемый по радио, или громка музыка, крики и шум). [2]

Произвольное внимание может трансформироваться в постпроизвольное в том случае, когда возникает интерес к выполняемой деятельности и сохранение устойчивого внимания уже не требует постоянных волевых усилий. [1]

Произвольное и непроизвольное внимание тесно связаны между собой, произвольное может сменяться непроизвольным, а непроизвольное – произвольным. Например, школьник начал читать заданный учительницей рассказ. Он читает только потому, что завтра его могут спросить, никакого интереса к чтению нет, и школьник делает усилие, заставляет себя читать и быть внимательным (здесь выступает произвольное, преднамеренное внимание). Одна мысль в рассказе, связанная с занимательным примером, заинтересовала мальчика, напряжение исчезает, и школьник читает, не делая усилия быть внимательным – чтение подчинило его внимание (здесь выступает уже непроизвольное, непреднамеренное внимание). Но вот снова идут скучные рассуждения. Школьник читает дальше, и интерес к чтению пропадает. Он с большим удовольствием кончил бы читать, но читать надо – это урок, и ученик делает над собой усилие, читает и заставляет себя быть внимательным. Снова непроизвольное внимание сменилось произвольным.

Помимо произвольно и непроизвольного внимания выделяют еще один вид внимания – послепроизвольное внимание, которое соединяет в себе некоторые черты произвольного и непроизвольного внимания. Послепроизвольным оно называется потому, что возникает на основе произвольного внимания, после него.

Вот третьеклассник пишет домашнее сочинение на тему, как он провел лето. Сначала эта работа его совсем не увлекает. Он берется за нее неохотно, то и дело отвлекается, делает большие усилия, чтобы заставит себя работать, наконец, сосредоточивается (произвольное внимание). Но вот ученик постепенно увлекся, пишет, уже охотно, не рассеиваясь. Картины летнего отдыха, приключений, событий так и встают перед его глазами. Тут и купание, и рыбалка, и походы в лес за грибами, веселые игры. Школьник, захваченный ими, так и торопится отразить их в своем сочинении. Произвольное внимание перешло в послепроизвольное. Послепроизвольное внимание, как видно и из приведенного примера, совмещает в себе некоторые особенности произвольного внимания (целенаправленный характер, осознанные цели) и некоторые черты непроизвольного внимания (не нужно волевых усилий для его поддержания).

Страницы: 1 2 3 4 5


Экспериментальное исследование сенсорно-перцептивной сферы детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Задачи и методика эксперимента
Основной задачей данного исследования являлось изучение актуально­го уровня развития сенсорно-перцептивной сферы детей с выраженной ин­теллектуальной недостаточностью и создание на этой основе методической системы сенсорного воспитания. Для достижения этой цели предпо­лагалось решить ряд задач. Во-первых, получить возможно более полную ...

Методы активизации мыслительной деятельности юриста
Анализ методов активизации мыслительной деятельности, следует начать с метода стимуляции мотивов мыслительной деятельности. В любой де­ятельности, чтобы достичь поставленной цели, необходимо сильное же­лание, четкое осознание, актуализация потребности в достижении этой цели. Осознание того, что без активизации мышления не может быть до­ ...

Творческое "Я"
Ранее мы отмечали, что фундамент стиля жизни закладывается в детские годы. По убеждению Адлера, стиль жизни настолько прочно кристаллизуется к пяти годам жизни ребенка, что потом он продвигается в этом же направлении всю жизнь. При односторонней интерпретации может показаться, что данное понимание формирования стиля жизни указывает на с ...