Виды и основные свойства внимания
Страница 2

Произвольное внимание возникло у человека и развивалось в процессе труда, так как без способности направлять и поддерживать внимание в процессе труда невозможно осуществлять трудовую деятельность. У школьников произвольное внимание развивается в процессе учебной деятельности, воспитания и самовоспитания. В процессе учебной деятельности требуется ясная постановка цели, организованность, сохранение и поддержание внимания в ходе всей работы. [1]

Сохранение устойчивого произвольного внимания зависит от ряда условий.

1. Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности. Осознание учеником долга хорошо учиться вызывает у него преднамеренное внимание к учебной работе в тех случаях, когда что-то отвлекает его от учения.

2. Отчетливое понимание цели и задачи выполняемой деятельности. Учитель ставит задачу перед учеником – следить, как читает другой ученик, и исправлять его ошибки. Школьник внимательно следит за чтением, он осознал необходимость быть внимательным.

3. Устойчивость интересов. Ученик увлечен шахматной партией. У него встречаются трудности в позиции, появляются усталость, но внимание не снижается.

4. Привычные условия работы. В строго определенное время и в определенном месте школьник готовит уроки, это поддерживает его произвольное внимание.

5. Создание благоприятных условий для деятельности, то есть исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (телевизионные передачи, интересный рассказ, читаемый по радио, или громка музыка, крики и шум). [2]

Произвольное внимание может трансформироваться в постпроизвольное в том случае, когда возникает интерес к выполняемой деятельности и сохранение устойчивого внимания уже не требует постоянных волевых усилий. [1]

Произвольное и непроизвольное внимание тесно связаны между собой, произвольное может сменяться непроизвольным, а непроизвольное – произвольным. Например, школьник начал читать заданный учительницей рассказ. Он читает только потому, что завтра его могут спросить, никакого интереса к чтению нет, и школьник делает усилие, заставляет себя читать и быть внимательным (здесь выступает произвольное, преднамеренное внимание). Одна мысль в рассказе, связанная с занимательным примером, заинтересовала мальчика, напряжение исчезает, и школьник читает, не делая усилия быть внимательным – чтение подчинило его внимание (здесь выступает уже непроизвольное, непреднамеренное внимание). Но вот снова идут скучные рассуждения. Школьник читает дальше, и интерес к чтению пропадает. Он с большим удовольствием кончил бы читать, но читать надо – это урок, и ученик делает над собой усилие, читает и заставляет себя быть внимательным. Снова непроизвольное внимание сменилось произвольным.

Помимо произвольно и непроизвольного внимания выделяют еще один вид внимания – послепроизвольное внимание, которое соединяет в себе некоторые черты произвольного и непроизвольного внимания. Послепроизвольным оно называется потому, что возникает на основе произвольного внимания, после него.

Вот третьеклассник пишет домашнее сочинение на тему, как он провел лето. Сначала эта работа его совсем не увлекает. Он берется за нее неохотно, то и дело отвлекается, делает большие усилия, чтобы заставит себя работать, наконец, сосредоточивается (произвольное внимание). Но вот ученик постепенно увлекся, пишет, уже охотно, не рассеиваясь. Картины летнего отдыха, приключений, событий так и встают перед его глазами. Тут и купание, и рыбалка, и походы в лес за грибами, веселые игры. Школьник, захваченный ими, так и торопится отразить их в своем сочинении. Произвольное внимание перешло в послепроизвольное. Послепроизвольное внимание, как видно и из приведенного примера, совмещает в себе некоторые особенности произвольного внимания (целенаправленный характер, осознанные цели) и некоторые черты непроизвольного внимания (не нужно волевых усилий для его поддержания).

Страницы: 1 2 3 4 5


Военная психология и ее значение в военной атмосфере. Теоретические основы военной психологии
Военная психология — прикладная отрасль психологической науки, которая изучает закономерности и механизмы функционирования психики человека, обусловленные его включенностью в воинскую деятельность (учебно-боевую и боевую), а также психологические закономерности становления конкретных видов воинской деятельности[1]. Повседневные задачи, ...

ВПФ человека, их строение, свойства, развитие
ВПФ - сложные, прижизненно формирующиеся системные психич. процессы, социальные по своему происхождению. ВПФ свойственны только чел-ку. Разница в психике животных и чел-ка в том, что у чел-ка есть этот блок ВПФ, а психика животных инстинктивна. Впервые проблему ВПФ осмыслил Л.С.Выготский в работе «Культурно-историческая теория». Он пок ...

Анализ полученных результатов
Наблюдения показали, что даже в пределах одной возрастной группы имеются значительные расхождения в степени зрелости потребностно-мо-тивационной стороны сенсорно-перцептивной деятельности и резкие раз­личия в уровне сформированности операционально-технической стороны совершаемых детьми перцептивных, игровых и бытовых действий. В ходе н ...