Виды и основные свойства внимания
Страница 4

Объем внимания обратно пропорционален концентрации – чем выше сосредоточенность, концентрация, тем меньше объем. Погруженность в определенную деятельность, анализ конкретного предмета или проблемы не дает возможности удерживать в области внимания еще какие-то объекты. Поэтому высокая концентрация внимания часто связана с рассеянностью, то есть невозможностью удержать устойчивое внимание на окружающем. Ярким примером такой связи является «человек рассеянный с улицы Бассейной», который был настолько погружен в свои мысли, что не замечал, где едет и что одевает на себя. Рассеянность может быть и следствием астении, усталости или высокого эмоционального напряжения, которые также мешают сосредоточиться на каком-то объекте или деятельности.

Объем внимания зависит от нескольких причин.

1. От особенностей воспринимаемых объектов. Не связанные между собой предметы воспринимаются одновременно числом от 3 до 5 (так, если кратковременно показывать отдельные буквы, то воспринимаются 3-5 букв); связанные между собой объекты воспринимаются от 12 до 14 (если показать не отдельные буквы, а слова, то в этих же условиях воспринимается 12-14 букв).

2. От опыта и практической деятельности человека. Объем внимания ученика, начинающего читать, очень мал, но при овладении техникой чтения, приобретении опыта у ребенка увеличивается и объем внимания, необходимый при чтении.

3. От поставленной задачи. Если перед учеником поставлена задача – найти, где на дереве дятел, и понаблюдать за ним, то школьник будет ограничивать свое внимание только одной птицей, а если ему дано задание – быстро посмотреть и сказать, сколько цыплят у наседки, то ребенок будет стараться расширить объем своего внимания и схватывать одновременно большее количество цыплят. Объем внимания у школьника увеличивается, если он включается в деятельность, где необходимо расширять объем внимания. У учащихся начальных классов (особенно у учеников 1 и 2 классов) объем внимания очень ограничен.

Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. [2]

Если при переключении человек отвлекается от одного объекта при обращении к другому, то при распределении оба они остаются в зоне внимания, хотя его концентрация на разных объектах, естественно, различна. Например, преподаватель, читающий лекцию, должен удерживать внимание и на содержании излагаемого материала, и на том, как воспринимают его, студены, понятен ли он им. Актер на сцене должен распределять внимание между текстом своей роли, ее исполнением, репликами партнеров и т.д. Как и переключение, распределение внимания связано с индивидуальными особенностями человека, прежде всего с его пластичностью, поэтому его уровень отличается у разных людей. [1]

Распределять внимание возможно и необходимо, в жизни это требуется постоянно, а некоторые профессии требуют непременного распределения внимания (шофер, летчик, учитель). Учитель одновременно следить за классом и объясняет урок. Распределение внимания требуется и во время учебной деятельности. Например, ученик должен слушать, что объясняет учитель, и следить за тем, что он показывает (карту, картину), или должен слушать и одновременно записывать.

Умение распределять внимание вырабатывается в практической деятельности. Две работы только тогда могут быть успешно выполнены, если одна из них настолько освоена или легка, что не требует сосредоточенного внимания, выполняется человеком очень свободно, лишь слегка контролируется и регулируется им. В центре внимания у человека только одна основная деятельность, а другая занимает относительно малую часть внимания, он находиться не в центре внимания, а сохраняя равновесие, он не мог решать задачу.

При действии, требующем большого и полного сосредоточения, другие действия обычно невозможны. Проводили такой опыт: нетренированному человека предлагали идти по узкому бревну, сохраняя равновесие и устойчивость, и одновременно решать задачу. Совместить эти два действия не удавалось. Решая задачу, человек терял равновесие и падал с бревна, а сохраняя равновесие, он не мог решать задачу.

Страницы: 1 2 3 4 5