Виды и основные свойства внимания
Страница 4

Объем внимания обратно пропорционален концентрации – чем выше сосредоточенность, концентрация, тем меньше объем. Погруженность в определенную деятельность, анализ конкретного предмета или проблемы не дает возможности удерживать в области внимания еще какие-то объекты. Поэтому высокая концентрация внимания часто связана с рассеянностью, то есть невозможностью удержать устойчивое внимание на окружающем. Ярким примером такой связи является «человек рассеянный с улицы Бассейной», который был настолько погружен в свои мысли, что не замечал, где едет и что одевает на себя. Рассеянность может быть и следствием астении, усталости или высокого эмоционального напряжения, которые также мешают сосредоточиться на каком-то объекте или деятельности.

Объем внимания зависит от нескольких причин.

1. От особенностей воспринимаемых объектов. Не связанные между собой предметы воспринимаются одновременно числом от 3 до 5 (так, если кратковременно показывать отдельные буквы, то воспринимаются 3-5 букв); связанные между собой объекты воспринимаются от 12 до 14 (если показать не отдельные буквы, а слова, то в этих же условиях воспринимается 12-14 букв).

2. От опыта и практической деятельности человека. Объем внимания ученика, начинающего читать, очень мал, но при овладении техникой чтения, приобретении опыта у ребенка увеличивается и объем внимания, необходимый при чтении.

3. От поставленной задачи. Если перед учеником поставлена задача – найти, где на дереве дятел, и понаблюдать за ним, то школьник будет ограничивать свое внимание только одной птицей, а если ему дано задание – быстро посмотреть и сказать, сколько цыплят у наседки, то ребенок будет стараться расширить объем своего внимания и схватывать одновременно большее количество цыплят. Объем внимания у школьника увеличивается, если он включается в деятельность, где необходимо расширять объем внимания. У учащихся начальных классов (особенно у учеников 1 и 2 классов) объем внимания очень ограничен.

Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. [2]

Если при переключении человек отвлекается от одного объекта при обращении к другому, то при распределении оба они остаются в зоне внимания, хотя его концентрация на разных объектах, естественно, различна. Например, преподаватель, читающий лекцию, должен удерживать внимание и на содержании излагаемого материала, и на том, как воспринимают его, студены, понятен ли он им. Актер на сцене должен распределять внимание между текстом своей роли, ее исполнением, репликами партнеров и т.д. Как и переключение, распределение внимания связано с индивидуальными особенностями человека, прежде всего с его пластичностью, поэтому его уровень отличается у разных людей. [1]

Распределять внимание возможно и необходимо, в жизни это требуется постоянно, а некоторые профессии требуют непременного распределения внимания (шофер, летчик, учитель). Учитель одновременно следить за классом и объясняет урок. Распределение внимания требуется и во время учебной деятельности. Например, ученик должен слушать, что объясняет учитель, и следить за тем, что он показывает (карту, картину), или должен слушать и одновременно записывать.

Умение распределять внимание вырабатывается в практической деятельности. Две работы только тогда могут быть успешно выполнены, если одна из них настолько освоена или легка, что не требует сосредоточенного внимания, выполняется человеком очень свободно, лишь слегка контролируется и регулируется им. В центре внимания у человека только одна основная деятельность, а другая занимает относительно малую часть внимания, он находиться не в центре внимания, а сохраняя равновесие, он не мог решать задачу.

При действии, требующем большого и полного сосредоточения, другие действия обычно невозможны. Проводили такой опыт: нетренированному человека предлагали идти по узкому бревну, сохраняя равновесие и устойчивость, и одновременно решать задачу. Совместить эти два действия не удавалось. Решая задачу, человек терял равновесие и падал с бревна, а сохраняя равновесие, он не мог решать задачу.

Страницы: 1 2 3 4 5


Типологические модели индивидуальных характеров
В XX в. сложилось несколько подходов к классификации индивидуальных характеров. 1. Психоаналитическая типология характеров объясняет характер со стадиями психосексуального развития. Далее будет схематично приведена типологическая модель характеров А. Лоуэна. Схема 3. Типологическая модель характеров А. Лоуэна 2. Психиатрический под ...

Определение понятия «граффити»
Термин «граффити» происходит от итальянского «graffito» и означает «проводить линии», «писать каракулями», «выцарапывать». Первоначально этот термин относился лишь к древним надписям и употреблялся историками и археологами. Сейчас он обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, сделанные любым способом на объектах общественной и частн ...

Методика сенсорного воспитания в СДУ
Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и фор­мирование восприятия предметов - чувственного познания отдельных свойств (формы, величины, положения в пространстве, звучали и т.д.) как признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с эт ...