Виды и основные свойства внимания
Страница 3

В учебной деятельности школьника обычно представлены все три вида внимания.

Основными характеристиками внимания являются его устойчивость (и отвлекаемость), объем, концентрация, переключение, распределение и сосредоточенность.

Устойчивость внимания – это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. Колебание внимания – это периодическое отвлечение и ослабление внимания к данному объекту или деятельности. [2]

Устойчивость связанна со способностью в течение длительного времени сохранять сосредоточение на одном и том же объекте. Монотонная деятельность (например, у конвейера), неинтересный разговор с постоянным собеседником, скучная задачка нарушают устойчивость внимания, и только волевая регуляция способна ее вернуть. Малоинтересный фильм, в отличие от книги, группа (а не один) собеседников, ведущих даже малозначительный разговор, могут в большей степени поддержать устойчивость внимания. Это связанно с постоянным изменением ситуации, вызывающим ориентировку и переключение внимания с одного объекта на другой. Особенно важным фактором устойчивого внимания является заинтересованность человека в деятельности, удовольствие и от процесса ее выполнения, и от результата. Таким образом, можно сделать вывод о том, что устойчивое внимание связанно всегда либо с интересом (вызываемым удовольствием, значимостью, новизной, яркостью объекта), либо с волевым усилием. На этом основании построены некоторые методы агитации и манипулирования поведением, например реклама, которая своей яркостью, новизной, движением должна вызвать непроизвольное внимание и удерживать информацию в памяти. [1]

Устойчивое внимание может сохраняться в течение 10 – 15 минут, кратковременные отвлечения не имеют значения для деятельности, но они дают возможность маленького перерыва в сосредоточенности. Получается кратковременный и необходимый отдых, он незаметен и не разрушает устойчивости внимания, но позволяет сохранить внимание к данной деятельности до 45 минут и больше.

Устойчивость внимания помогает сохранить интересная деятельность, подвижность объекта внимания (на неподвижном, не изменяющемся объекте внимание сохраняется примерно 5 секунд), активная и разнообразная практическая деятельность с предметом, активная умственная деятельность. Устойчивое внимание сохраняется в такой учебной деятельности, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции: у школьников возникает чувство удовлетворения, радости, возникает желание заниматься данной работой, и в последующей деятельности еще до начала работы создается установка на устойчивое внимание.

Состояние, противоположное устойчивому вниманию, называется отвлекаемостью или неустойчивостью внимания. Школьники легко отвлекаются под влиянием внезапных, сильных раздражителей, а также эмоционально воздействующих раздражителей. Неустойчивость внимания может возникнуть от непосильной, чрезмерно обширной, неинтересной и никому не нужной работы, механической деятельности. Например, ученик получает задание сделать однородные примеры по арифметике или такие же упражнения по русскому языку. Ученик делает первые примеры и пишет первые упражнения внимательно, а дальше работает механически. Так воспитывается небрежность, а устойчивость внимания сильно страдает.

Хорошие навыки внимания, воспитанные в начальной школе, сохраняются учащимися надолго. Так, в некоторых классах можно наблюдать устойчивое воспитанное внимание. Больше значение имеет общественное мнение класса – школьники осуждают тех учеников, которые невнимательно работают на уроке и дома. Тем самым создаются условия для воспитания устойчивого внимания. [2]

Объем внимания отражает количество объектов, которые человек может одновременно удержать в области ясного сознания. Как и объем кратковременной памяти, он составляет 7 + 2 единицы (отдельные объекты или их объединения).

Страницы: 1 2 3 4 5


Отсутствие сексуального желания
Отсутствие сексуального желания может быть бессознательным выражением проблем в отношениях или внутриличностных напряжений. «Нет» может означать отказ дать партнеру удовлетворение, отказ подтвердить его сексуальную привлекательность, «нет» может поколебать убежденность партнера, что его «хотят». Так как люди часто легко ранимы, особенно ...

Результаты экспериментального исследования. Результаты первого этапа исследования
Как уже указывалось, для выявления подростков, чувствующих себя одинокими, нами была использована шкала одиночества «UCLA», предложенная Д. Расселом (1980). Всего в исследовании приняли участие 134 школьника 13-16 лет. Положительный результат по тесту (то есть наличие состояния одиночества) был выявлен у 59 (44, 0 %) испытуемых. Из них ...

Коэффициент корреляции рангов Спирмена
Коэффициент корреляции рангов, предложенный К. Спирменом, относится к непараметрическим показателям связи между переменными, измеренными в ранговой шкале. При расчете этого коэффициента не требуется никаких предположений о характере распределений признаков в генеральной совокупности. Этот коэффициент определяет степень тесноты связи пор ...