Виды и основные свойства внимания
Страница 3

В учебной деятельности школьника обычно представлены все три вида внимания.

Основными характеристиками внимания являются его устойчивость (и отвлекаемость), объем, концентрация, переключение, распределение и сосредоточенность.

Устойчивость внимания – это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. Колебание внимания – это периодическое отвлечение и ослабление внимания к данному объекту или деятельности. [2]

Устойчивость связанна со способностью в течение длительного времени сохранять сосредоточение на одном и том же объекте. Монотонная деятельность (например, у конвейера), неинтересный разговор с постоянным собеседником, скучная задачка нарушают устойчивость внимания, и только волевая регуляция способна ее вернуть. Малоинтересный фильм, в отличие от книги, группа (а не один) собеседников, ведущих даже малозначительный разговор, могут в большей степени поддержать устойчивость внимания. Это связанно с постоянным изменением ситуации, вызывающим ориентировку и переключение внимания с одного объекта на другой. Особенно важным фактором устойчивого внимания является заинтересованность человека в деятельности, удовольствие и от процесса ее выполнения, и от результата. Таким образом, можно сделать вывод о том, что устойчивое внимание связанно всегда либо с интересом (вызываемым удовольствием, значимостью, новизной, яркостью объекта), либо с волевым усилием. На этом основании построены некоторые методы агитации и манипулирования поведением, например реклама, которая своей яркостью, новизной, движением должна вызвать непроизвольное внимание и удерживать информацию в памяти. [1]

Устойчивое внимание может сохраняться в течение 10 – 15 минут, кратковременные отвлечения не имеют значения для деятельности, но они дают возможность маленького перерыва в сосредоточенности. Получается кратковременный и необходимый отдых, он незаметен и не разрушает устойчивости внимания, но позволяет сохранить внимание к данной деятельности до 45 минут и больше.

Устойчивость внимания помогает сохранить интересная деятельность, подвижность объекта внимания (на неподвижном, не изменяющемся объекте внимание сохраняется примерно 5 секунд), активная и разнообразная практическая деятельность с предметом, активная умственная деятельность. Устойчивое внимание сохраняется в такой учебной деятельности, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции: у школьников возникает чувство удовлетворения, радости, возникает желание заниматься данной работой, и в последующей деятельности еще до начала работы создается установка на устойчивое внимание.

Состояние, противоположное устойчивому вниманию, называется отвлекаемостью или неустойчивостью внимания. Школьники легко отвлекаются под влиянием внезапных, сильных раздражителей, а также эмоционально воздействующих раздражителей. Неустойчивость внимания может возникнуть от непосильной, чрезмерно обширной, неинтересной и никому не нужной работы, механической деятельности. Например, ученик получает задание сделать однородные примеры по арифметике или такие же упражнения по русскому языку. Ученик делает первые примеры и пишет первые упражнения внимательно, а дальше работает механически. Так воспитывается небрежность, а устойчивость внимания сильно страдает.

Хорошие навыки внимания, воспитанные в начальной школе, сохраняются учащимися надолго. Так, в некоторых классах можно наблюдать устойчивое воспитанное внимание. Больше значение имеет общественное мнение класса – школьники осуждают тех учеников, которые невнимательно работают на уроке и дома. Тем самым создаются условия для воспитания устойчивого внимания. [2]

Объем внимания отражает количество объектов, которые человек может одновременно удержать в области ясного сознания. Как и объем кратковременной памяти, он составляет 7 + 2 единицы (отдельные объекты или их объединения).

Страницы: 1 2 3 4 5


Классификация игр
В средней группе игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различный видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельно ...

Психологические воззрения Ибн Рушда
Ибн Рушд (Ибн Рошд Абу-ль-Валид Мухаммед Ибн Ахмед), или Аверроэс (1126-1198) известный арабский мыслитель, приверженец опытного, точного знания, последний из крупных оригинальных представителей арабского перипатеизма, критик Аристотеля и Ибн Сины. Родился в 1126 году, в Кордове. Ибн Рушд жил в Андалусии (Испания), а затем в Марокко, г ...

Анализ полученных результатов
Наблюдения показали, что даже в пределах одной возрастной группы имеются значительные расхождения в степени зрелости потребностно-мо-тивационной стороны сенсорно-перцептивной деятельности и резкие раз­личия в уровне сформированности операционально-технической стороны совершаемых детьми перцептивных, игровых и бытовых действий. В ходе н ...