Виды и основные свойства внимания
Страница 5

Младшие школьники плохо распределяют свое внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, поэтому не следует заставлять ученика одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание на другое. Но постепенно следует приучать школьника к распределению своего внимания, ставить ребенка в такие условия, где это делать необходимо.

Сосредоточенность внимания – это удержание внимания на одном объекте или одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Ученик делает модель. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать – он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае говорят о большой силе его сосредоточенного внимания.

Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-нибудь событию или факту. Вспомните, какая мертвая тишина наступает внезапно в аудитории, когда лектор начинает говорить о чем-то особенно интересном или демонстрировать что-то для вас жизненно важное.

Сосредоточенность внимания, ее различная степень может проявляться во всех видах внимания – не только в непроизвольном, но и в произвольном внимании. [2]

Переключение внимания подразумевает сознательное и осмысленное его перемещение с одного объекта на другой. Это свойство внимания включается при разговоре с группой людей, при выполнении нескольких дел, при возникновении неожиданной ситуации. Способность к быстрому переключению внимания связана с таким индивидуальным качеством, как пластичность, и необходима для многих профессий (летчика, шофера, оператора и так далее). [1]

Переключение внимания –это перемещение внимания с одного объекта на другой в связи с переходом от одной деятельности к другой и с постановкой новой задачи. Преднамеренное переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему трудно бывает начинать новую работу, особенно если она не вызывает приятных чувств. Потому же не рекомендуется часто менять содержание и виды работы в процессе учебной деятельности, если это вызывает у школьников трудности и требует большей перестройки характера деятельности. При утомлении и однообразной работе переключение внимания является полезным и необходимым.

В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека. Замедленность и быстрота переключения внимания зависят от подвижности основных нервных процессов (торможения и возбуждения). Некоторые люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие – медленно. У утомленного человека переключение внимания замедленно. Быстрота переключения внимания зависит и от характера предыдущей и последующей деятельности. Если деятельность была интересна (например, игра), то переключиться с этой деятельности на другую, и особенно неинтересную, бывает трудно для школьников.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Особенности развития психологического знания в России на рубеже XIX века
XIX век – один из самых знаменательных этапов в русской истории и русской науке. Ослабление цензурного гнета, открытие многих либеральных изданий, возобновление университетских курсов по философии и психологии пробудили надежды прогрессивной части общества на то, что и в России, наконец, произойдет реформирование уклада и просвещение. О ...

Основные принципы и стили ведения
Чем же метод символдрамы отличается от психоанализа и других методов психотерапии, которые тоже опираются на использование представления образов? Что же особенного в символдраме, в чем ее суть? Создатель Кататимно-имагинативной терапии выделил тогда три главных основополагающих принципа, которые отличают символдраму от других направлени ...

Выявление уровня сформированности навыка чтения у младших школьников
Используя данные методики нами, были получены следующие результаты (таблица 2 в приложении 5). Норма чтения во 2 классе 40-50 слов в минуту. Как видно из таблицы, разница между результатом конкретного ребенка и предъявляемым нормам значительна. Высокий уровень по результатам исследования не показал ни один учащийся младшего школьного в ...