Структура и этапы психологического исследования. Общая схема и структура психологического исследования
Страница 3

Статьи по психологии » Структура и этапы психологического исследования » Структура и этапы психологического исследования. Общая схема и структура психологического исследования

Цель исследования – желаемый конечный результат (главный), он может быть теоретико-познавательным или прикладным, практическим. Перечисленные возможные направления психологического исследования не охватывают всего разнообразия целей. Основными видами целей психологического исследования, различающихся конечным результатом считаются:

• Описание характеристик психического явления. Поиск новых характеристик или уточнение описанных очень часто может становиться целью работы. Основанием для постановки такой цели работы обычно может быть обнаруженная или отмеченная в литературе неполнота описания психического явления, изучение которого достаточно актуально в данный момент. Еще одной причиной выбора цели такого рода может быть противоречие между эмпирическими данными разных авторов.

• Выявление взаимосвязей психических явлений. Такая цель исследования встречается довольно часто. Ставя своей целью исследование взаимосвязей, надо обязательно включить в число задач определение характеристик взаимосвязей: их тесноты, направленности, устойчивости; постараться определить целостную структуру взаимосвязей или место той взаимосвязи, которая находится в центре внимания, среди совокупности других, близких, а иногда и отдаленных, объяснить природу связи. Также целью работы может быть не только выявление взаимосвязей психических явлений, но и уточнение взаимосвязей.

• Изучение возрастной динамики явления. Исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики имеет и теоретическое, и практическое значение. В то же время оно остается довольно сложным видом исследования. Б. Г. Ананьев подчеркивал, что развитие осуществляется не только в биологическом времени, но и в историческом, социальном. Проведение исследований, ориентируемых на возрастную переменную, носит специфический характер и предполагает использование двух основных подходов: возрастных «поперечных» срезов или «продольных» срезов (лонгитюда).

• Описание нового феномена, эффекта. Чаще всего новый феномен открывают в ходе проводимого эмпирического исследования, проверки гипотезы. Задачами исследования с целью описать новый феномен могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования феномена, разнообразия проявлений, устойчивости проявления, объяснение феномена.

• Обобщение научных представлений, сведений. Цель такой работы состоит в выведении более общих закономерностей, чем описанные в литературе к настоящему времени. Часто это осуществляется либо введением новых понятий, либо новым определением имеющихся, например, расширением значения некоторых терминов, приданием им статуса терминов более высокого уровня обобщенности, расширением области понятия. Иногда в этих целях используются общенаучные понятия, которые наполняются психологическим содержанием, конкретизируя их для психологии в целом или какой-либо области психологии.

• Создание классификации, типологии. Разработка классификации предполагает, прежде всего, поиск и обоснование критериев классификации, очерчивание области явлений, охватываемых классификацией. Классификация должна быть ясно соотнесена с определенной теорией, концепцией. К числу достоинств хорошей классификации можно отнести: новое понимание класса явлений, создание на ее основе более эффективных диагностических процедур, расширение возможностей прикладных применений психологических знаний.[7]

Определение задач – это выбор путей и средств для достижения цели исследования. Выбор задач должен быть обусловлен делением цели исследования на подцели (цели второго порядка). Задачи формулируются примерно таким образом:

1. проанализировать литературу по теме;

Страницы: 1 2 3 4


На пороге юности
Дорога в мир взрослого человека очень тяжела, перед тем как подросток станет самостоятельным, состоявшимся человеком с определенными чертами характера, желаниями и своим местом в жизни, ему необходимо решить множество задач, которые и определят его дальнейшую судьбу. Прежде всего, это выбор : выбор профессии, выбор человека, с которым ...

Роль и место воображения в структуре познават. деятельности человека
Воображение - это пс. процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Это форма человеч. психики, стоящая отдельно от всех психич. процессов и вместе с тем занимающая промежуточное место между восприятием, памятью и мышлением. Рубинштейн: «Воображение – это отле ...

Профессионально-этические нормы в психодиагностике
Любое ПД-кое обследование может существенно повлиять на судьбу чела. Поэтому ПД регламентируется как общим проф-но-этическим кодексом, так и спец. разработанными проф-но-этическими стандартами в области тестирования и ПД. Любой член у-кого об-ва должен строго соблюдать кодекс и стандарты. Или же он м. б. исключен из у-кого об-ва и лишен ...