Структура и этапы психологического исследования. Общая схема и структура психологического исследования
Страница 3

Статьи по психологии » Структура и этапы психологического исследования » Структура и этапы психологического исследования. Общая схема и структура психологического исследования

Цель исследования – желаемый конечный результат (главный), он может быть теоретико-познавательным или прикладным, практическим. Перечисленные возможные направления психологического исследования не охватывают всего разнообразия целей. Основными видами целей психологического исследования, различающихся конечным результатом считаются:

• Описание характеристик психического явления. Поиск новых характеристик или уточнение описанных очень часто может становиться целью работы. Основанием для постановки такой цели работы обычно может быть обнаруженная или отмеченная в литературе неполнота описания психического явления, изучение которого достаточно актуально в данный момент. Еще одной причиной выбора цели такого рода может быть противоречие между эмпирическими данными разных авторов.

• Выявление взаимосвязей психических явлений. Такая цель исследования встречается довольно часто. Ставя своей целью исследование взаимосвязей, надо обязательно включить в число задач определение характеристик взаимосвязей: их тесноты, направленности, устойчивости; постараться определить целостную структуру взаимосвязей или место той взаимосвязи, которая находится в центре внимания, среди совокупности других, близких, а иногда и отдаленных, объяснить природу связи. Также целью работы может быть не только выявление взаимосвязей психических явлений, но и уточнение взаимосвязей.

• Изучение возрастной динамики явления. Исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики имеет и теоретическое, и практическое значение. В то же время оно остается довольно сложным видом исследования. Б. Г. Ананьев подчеркивал, что развитие осуществляется не только в биологическом времени, но и в историческом, социальном. Проведение исследований, ориентируемых на возрастную переменную, носит специфический характер и предполагает использование двух основных подходов: возрастных «поперечных» срезов или «продольных» срезов (лонгитюда).

• Описание нового феномена, эффекта. Чаще всего новый феномен открывают в ходе проводимого эмпирического исследования, проверки гипотезы. Задачами исследования с целью описать новый феномен могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования феномена, разнообразия проявлений, устойчивости проявления, объяснение феномена.

• Обобщение научных представлений, сведений. Цель такой работы состоит в выведении более общих закономерностей, чем описанные в литературе к настоящему времени. Часто это осуществляется либо введением новых понятий, либо новым определением имеющихся, например, расширением значения некоторых терминов, приданием им статуса терминов более высокого уровня обобщенности, расширением области понятия. Иногда в этих целях используются общенаучные понятия, которые наполняются психологическим содержанием, конкретизируя их для психологии в целом или какой-либо области психологии.

• Создание классификации, типологии. Разработка классификации предполагает, прежде всего, поиск и обоснование критериев классификации, очерчивание области явлений, охватываемых классификацией. Классификация должна быть ясно соотнесена с определенной теорией, концепцией. К числу достоинств хорошей классификации можно отнести: новое понимание класса явлений, создание на ее основе более эффективных диагностических процедур, расширение возможностей прикладных применений психологических знаний.[7]

Определение задач – это выбор путей и средств для достижения цели исследования. Выбор задач должен быть обусловлен делением цели исследования на подцели (цели второго порядка). Задачи формулируются примерно таким образом:

1. проанализировать литературу по теме;

Страницы: 1 2 3 4


Занятие 2.
Цель: формирование положительного отношения к школе. Развитие навыка работы в парах, группах. Воспитание наблюдательности. Ход занятия: 1. «Ритуал приветствия» 2. «Настроение в цвете» Цель: развитие воображения, эмоциональный настрой ребенка на работу. Ход: Детям предлагается красками нарисовать свое настроение на листе бумаги. Зат ...

Овладение персонажем: рефигурированное «Я»
Этот однажды заданный предварительный вопрос сводится к следующему: что вносит поэтика повествования в проблематику самости? Перечислим здесь то, что утверждает метод повествования относительно теорий самости, которые ничем не обязаны теории повествования. Прежде всего этот метод подтверждает все характерные черты личности, которые рас ...

Анализ полученных результатов
Наблюдения показали, что даже в пределах одной возрастной группы имеются значительные расхождения в степени зрелости потребностно-мо-тивационной стороны сенсорно-перцептивной деятельности и резкие раз­личия в уровне сформированности операционально-технической стороны совершаемых детьми перцептивных, игровых и бытовых действий. В ходе н ...