Структура профессионального самоопределения
Страница 1

Как ясно из вышеизложенного, профессиональное самоопределение – понятие сложное и многомерное, имеющее разветвленную структуру. Оно включает в себя, в частности, мотивацию. Под мотивацией традиционно понимаются побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Мотивация, обусловливая поведение и деятельность, оказывает влияние на профессиональное самоопределение, на удовлетворенность человека своим трудом. Профессиональная мотивация – это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией [14, с.26]. Профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности. Профессиональная мотивация динамична, изменчива и представляет собой непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. www.transfeature.ru

Выбор профессионального пути связан с выбором реальных жизненных ценностей, эти ценности определяют реальную профессиональную мотивацию. Ценности осуществляют связь между когнитивными и эмоциональными составляющими профессионального самосознания через внутреннюю мотивацию. Самооценка выступает как внутренний побудитель и соотносит прошлое (опыт и знания) и будущее (цель) в настоящем (переживания «Я»). Важнейшим смыслообразующим мотивом в профессиональном самоопределении является мотив соответствия самому себе [22, с.30]. Этот мотив обеспечивает непротиворечивость образа «Я» в целом. Другим смыслообразующим мотивом является самоуважение. Побуждающее действие этого мотива связано с постановкой цели в отношении выбора ценностей. Сюда же относится мотив достижения успеха или избегания неудач.

По мнению В.Д. Шадрикова, принципиальным этапом освоения деятельности является ее принятие. Решение об этом определяется тем, насколько представления человека о профессии соответствуют его потребностям. В качественном отношении выделяют три категории потребностей: материальные, духовные и социальные. Духовные потребности подразделяются на познавательные и эстетические [27, с.18]. Деятельность будет добродетельна в отношении субъекта деятельности, если она позволит раскрыться его возможностям, проявиться его индивидуальности, позволит трудиться продуктивно, проявить свободу творчества. Деятельность будет добродетельной по отношению к другим, если она позволит реализовать те же этические принципы, что и по отношению к самому себе. Осознание того факта, что деятельность добродетельна или может стать таковой при определенных условиях, выступает высшим мотивом и оказывает решающее воздействие на методы и способы достижения цели.

Мотивы делят на внутренние и внешние. Внутренние мотивы выбора профессии: ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. [11, с.204]. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе он трудится с удовольствием, без внешнего давления. Внешние мотивы: заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения и т.д. Эти мотивы могут быть разделены на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальные, возможность продвижения по службе, одобрение начальства, престиж, то есть стимулы, ради которых человек охотно будет работать. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, угроз, наказания, критики и других действий негативного характера.

Страницы: 1 2 3


Психологическое исследование: этапы, изучение состояния проблемы, литературный обзор
Учитывая общность теоретического и эмпирического исследования, рассмотрим схему этапов, которые обычно включает психологическое исследование. Основные этапы психологического исследования. Наиболее часто психологическое исследование включает следующие шаги: 1. Изучение состояния проблемы. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета и ...

Образ мамы и папы у ребенка в полной и неполной семьях
«Изучение механизмов и закономерностей развития личности невозможно без учета особенностей психологического пространства семьи, в котором начинает формироваться личность ребенка. Понимание психологических механизмов формирования личности достигается лишь тогда, когда она рассматривается не изолированно, а в целостности ее социальных свя ...

Приложения
Приложение 1 Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника» Н.И. Гуткиной 1. Ты хочешь идти в школу? 2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду? 3. Какие занятия больше всего нравились тебе в детском саду? Почему? 4. Ты любишь, когда тебе читают книжки? 5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжк ...