Структура профессионального
самоопределенияСтраница 2
Е.А. Климов указывает следующие 6 основных факторов, определяющих профессиональный выбор:
1) позиция старших, семьи;
2) позиция сверстников;
3) позиция школьного педагогического коллектива;
4) личные профессиональные и жизненные планы. Общая структура личного профессионального плана может быть представлена так:
- главная цель
- представления о цепочке ближайших и более отдаленных целей
- представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей
- представления о внешних условиях достижения намеченных целей
- представления о внутренних условиях достижения намеченных целей
- запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов.
5) способности, умения. Способности определяют качество выполнения деятельности, ее успешность. Способности – индивидуальные особенности, определяющие легкость овладения и успешность деятельности личности.6)уровень притязаний на общественное признание.
Н.С. Пряжников условно выделяет следующие уровни реализации имеющихся возможностей: - агрессивное неприятие деятельности;
- молчаливое избегание деятельности;
- реализация стереотипных способов деятельности;
- стремление усовершенствовать отдельные элементы своей деятельности;
- стремление существенно усовершенствовать свою деятельность в целом [19, с.352].
На сегодняшний день большинство студентов и начинающих специалистов больше внимания уделяют расширению своих возможностей, полагая, что их реализация – дело ближайшего будущего. Взрослые работающие специалисты переключают внимание на реализацию своих профессиональных возможностей. Однако более оптимальной представляется ситуация, когда студентов специально обучают реализации любых, даже малых, возможностей, так как не у всех профессиональная судьба может сложиться благоприятно.
Профессиональным самоопределением являются интересы субъекта выбора профессии. Интересы традиционно считаются самым значимым мотивом выбора профессии, осознаваемым ранее и яснее других. Интересы обладают определенной динамикой развития. В основе структуры интересов лежат познавательные интересы. На базе познавательных интересов возникают интересы к профессии [21, с.10]. Профессиональный интерес – эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности. Понятие «интерес» неразрывно с понятием «склонность». Интерес – рациональное, познавательное явление, предрасположенность к чему-либо конкретно. Если наличие интересов означает «хочу знать», то наличие склонностей – «могу сделать». Интересы и склонности являются побудительными факторами, обусловливающими профессиональное самоопределение. При этом особенно важны содержательные, устойчивые, глубокие интересы, соответствующие активному выбору профессионального пути.
Профессиональный интерес является динамическим комплексом психических свойств и состояний. С.П. Крягжде делит его на три уровня: интерес потребителя, интерес деятеля и собственно профессиональный интерес. Для первого уровня характерна незначительная активность, носящая созерцательный характер и возникающая самостоятельно. Главное на втором уровне – волевой компонент. Человек уже не довольствуется интересом, вызванным у него другими, а сам планирует деятельность, которая доставит ему удовлетворение. Для третьего уровня характерны: а) большая интенсивность внимания, волевых усилий и эмоциональных переживаний, чем на втором уровне; человек хочет превратить определенную деятельность в профессиональную; б) постоянство, обобщенность и осознанность интересов [8, с.26].
Роль и место воображения в структуре познават. деятельности человека
Воображение - это пс. процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Это форма человеч. психики, стоящая отдельно от всех психич. процессов и вместе с тем занимающая промежуточное место между восприятием, памятью и мышлением.
Рубинштейн: «Воображение – это отле ...
Зрительное восприятие. Зрительные иллюзии
3рительный анализатор представляет собой сложную систему физиологических механизмов. Наблюдения показывают, что глаза человека никогда не остаются неподвижными. Непрестанное движение является необходимым условием построения адекватного образа.
Восприятие яркости и цвета. Зрительная система человека чувствительна к электромагнитным коле ...
Учение о мотивации
Так как работа направлена на изучение мотивации, то необходимо дать основные понятия, касающиеся учения о мотивации.
Мотивации (франц. motivation побуждение, влечение) – эмоционально окрашенные стремления животных и человека к удовлетворению основных биологических (и социальных) потребностей. Мотивации включены в центральные механизмы ...