Структура профессионального самоопределения
Страница 2

Е.А. Климов указывает следующие 6 основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

1) позиция старших, семьи;

2) позиция сверстников;

3) позиция школьного педагогического коллектива;

4) личные профессиональные и жизненные планы. Общая структура личного профессионального плана может быть представлена так: www.combinefoods.ru

- главная цель

- представления о цепочке ближайших и более отдаленных целей

- представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей

- представления о внешних условиях достижения намеченных целей

- представления о внутренних условиях достижения намеченных целей

- запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов.

5) способности, умения. Способности определяют качество выполнения деятельности, ее успешность. Способности – индивидуальные особенности, определяющие легкость овладения и успешность деятельности личности.6)уровень притязаний на общественное признание.

Н.С. Пряжников условно выделяет следующие уровни реализации имеющихся возможностей: - агрессивное неприятие деятельности;

- молчаливое избегание деятельности;

- реализация стереотипных способов деятельности;

- стремление усовершенствовать отдельные элементы своей деятельности;

- стремление существенно усовершенствовать свою деятельность в целом [19, с.352].

На сегодняшний день большинство студентов и начинающих специалистов больше внимания уделяют расширению своих возможностей, полагая, что их реализация – дело ближайшего будущего. Взрослые работающие специалисты переключают внимание на реализацию своих профессиональных возможностей. Однако более оптимальной представляется ситуация, когда студентов специально обучают реализации любых, даже малых, возможностей, так как не у всех профессиональная судьба может сложиться благоприятно.

Профессиональным самоопределением являются интересы субъекта выбора профессии. Интересы традиционно считаются самым значимым мотивом выбора профессии, осознаваемым ранее и яснее других. Интересы обладают определенной динамикой развития. В основе структуры интересов лежат познавательные интересы. На базе познавательных интересов возникают интересы к профессии [21, с.10]. Профессиональный интерес – эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности. Понятие «интерес» неразрывно с понятием «склонность». Интерес – рациональное, познавательное явление, предрасположенность к чему-либо конкретно. Если наличие интересов означает «хочу знать», то наличие склонностей – «могу сделать». Интересы и склонности являются побудительными факторами, обусловливающими профессиональное самоопределение. При этом особенно важны содержательные, устойчивые, глубокие интересы, соответствующие активному выбору профессионального пути.

Профессиональный интерес является динамическим комплексом психических свойств и состояний. С.П. Крягжде делит его на три уровня: интерес потребителя, интерес деятеля и собственно профессиональный интерес. Для первого уровня характерна незначительная активность, носящая созерцательный характер и возникающая самостоятельно. Главное на втором уровне – волевой компонент. Человек уже не довольствуется интересом, вызванным у него другими, а сам планирует деятельность, которая доставит ему удовлетворение. Для третьего уровня характерны: а) большая интенсивность внимания, волевых усилий и эмоциональных переживаний, чем на втором уровне; человек хочет превратить определенную деятельность в профессиональную; б) постоянство, обобщенность и осознанность интересов [8, с.26].

Страницы: 1 2 3


Развод как социально-психологическое явление
Проблема развода находится в связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. Если в традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическом, экономическом, психологическом плане, что влечет за собой реорганизацию жизни обоих супругов, то соврем ...

Жизненные установки и их особенности у студенческой молодежи
Жизненные установки, представления человека о жизни, судьбе, мироустройстве. Они во многом определяют то, как мы принимаем наши решения, как действуем, чего ожидаем от жизни. Установки бывают разные: активная или пассивная, пессимистичная или оптимистичная, фантастическая или реалистичная и т.п. Разобравшись в своих установках, можно по ...

Динамика сформированности навыка чтения у младших школьников
После проведения формирующего этапа исследования особенностей нарушения чтения у детей младшего школьного возраста нами был проведен контрольный этап по методикам, использованным в констатирующем этапе исследования. Используя данные методики нами, был получены следующие результаты (таблица 3 в приложении 6) Как видно из таблицы семь д ...