Какими способностями обладает та природа, которая делает человека способным
к одной науке и неспособным к другойСтраница 2
То же самое имеет место с четырьмя стихиями и четырьмя первичными качествами: жаром, холодом, влагой и сухостью, в гармонии которых заключается здоровье и жизнь человека. Хотя их количество очень незначительно, однако, природа делает на них столько сочетаний, что когда рождается сто тысяч человек, каждый их них имеет свойственное ему одному здоровье, способности.
«Это получается не вследствие болезни и не вследствие божественного вдохновения, а лишь вследствие природной неумеренности». Основание этого совершенно ясно в натурфилософии, ибо каждая из способностей (природных, жизненных, психических и разумных), управляющих человеком, требует особого темперамента, чтобы творить свои дела, как подобает, не нанося ущерба остальным способностям. Естественная способность, которая переваривает пищу в желудке, требует жара, та же, которая стремится к пище,— холода. Если какая-либо из этих способностей будет обладать каким-либо качеством в большей степени, то она будет сильнее в известной мере; но за это должны будут расплачиваться остальные способности, так как невозможно, чтобы при соединении всех четырех способностей вместе, могла возрастать та, которая требует жара, и чтобы при этом не ослабла та, которая работает при помощи холода.
Так, например, Гален говорит, что горячий желудок много переваривает, но мало стремится к пище и наоборот. Тo же самое имеет место и по отношению к разумным способностям (памяти, воображению и разуму); память, как мы покажем в дальнейшем, для того чтобы она была хорошей и крепкой, требует влажности и мозга, состоящего из плотной субстанции; и наоборот, для разума требуется, чтобы мозг был сухим и составленным из тонких и очень деликатных частиц. Вот почему, если память усиливается, то разум ослабляется:
Отсюда ясно видно, что человеческое знание требует умеренности и воздержанности, а не расстройства; вот почему считаются самыми разумными людьми - умеренные люди, потому что «их знания трезвы».
Если уравновешенный мозг станет неуравновешенным вследствие избытка влаги, то нет сомнения, что усилится память и станет слабее ум, как мы докажем в дальнейшем; если же в мозгу будет избыток сухости, то усилится ум и ослабнет память; так обстоит дело с умом,— человек с сухим мозгом будет знать гораздо больше, чем более здоровый и уравновешенный. Человек, в мозгу которого избыток влаги, будет обладать гораздо лучшей памятью, чем самый уравновешенный человек в мире. Ибо, согласно мнению медиков, неуравновешенные во многих отношениях превосходят уравновешенных. Вот почему Платон говорил, что человек с весьма возвышенным дарованием редко не обнаруживает в каком-либо отношении мании, которая является расстройством, происходящим от того, что мозг горяч и сух.
Следовательно, имеется неуравновешенность и болезненность, благоприятная для какого-либо рода знаний и неблагоприятная для других; и для человека необходимо знать, какой болезнью и каким расстройством он страдает и какой науке соответствует его дарование. Уравновешенные люди, как мы докажем в дальнейшем, обладают способностью ко всем наукам; но они в всех будут успевать посредственно, не преуспевая много ни в одной. Неуравновешенные же способны лишь к одной науке, не больше; но если они отдадутся этой науке и будут изучать ее тщательно и заботливо, то добьются замечательных успехов; в других же науках они успеют очень мало. Очевидным доказательством этого является то что, как показывает история, каждая наука была изобретена в какой-либо области с неуравновешенным климатом человеком, приспособленным для нее.
Изучение внимания детей младшего школьного возраста. Цели,
задачи, методы исследования.
Для изучения внимания детей младшего школьного возраста мною было проведено исследование. Исследование проводилось на базе начальной школы № 173 города Нижнего Новгорода.
Цель: исследование особенностей внимания учащихся начальных классов. Задачи:
1. Подобрать методики изучения внимания учащихся;
2. Провести исследование внимания дет ...
П.Рикер. Повествовательная идентичность
Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. М.: Изд. центр "Academia", 1995
Под «повествовательной идентичностью» я понимаю такую форму идентичности, к которой человек способен прийти посредством повествовательной деятельности. Однако, прежде чем приступить к анализу, важно устранить значительную сем ...
Зрительное восприятие. Зрительные иллюзии
3рительный анализатор представляет собой сложную систему физиологических механизмов. Наблюдения показывают, что глаза человека никогда не остаются неподвижными. Непрестанное движение является необходимым условием построения адекватного образа.
Восприятие яркости и цвета. Зрительная система человека чувствительна к электромагнитным коле ...