Анализ полученных результатовСтраница 4
При предъявлении детям неозвученной игрушки мы наблюдали следующие ориентировочно-исследовательские действия: рассматривание - 16 действий; захват игрушки - 21 действие; выслушивание игрушки (поднесение к уху) - 7; по 1 случаю поглаживание по поверхности ладонью или пальцами, сжимание (с силой, как резиновую игрушку), надавливание на шарик; 7 раз зафиксировано обследование частей; постукивание игрушкой по поверхности стола или пола - 3; встряхивание производилось 14 раз; действия приложения встречалось однократно; оральное обследование погремушки зафиксировано в 7 случаях.
Анализ основных ориентировочно-исследовательских действий показывает, что их большая часть приходится на захват (26,6%), рассматривание (20%), встряхивание (17,7%) - то есть на действия, направленные на общее, глобальное восприятие предмета: его формы, величины, массы и пр. Такие действия изолированно не могут дать полную картину воспринимаемого предмета и не способствуют формированию полного представления о нем, а также не побуждают ребенка к активному манипулированию с предметом.
Следующая группа ориентировочно-исследовательских действий, которые с одинаковой частотой встречались при проведении исследования, состоит из действий выслушивания, обследования частей и ротового обследования (по 8,9%).
Такие действия направлены на более детальное изучение предмета, его внешних и внутренних качеств. Однако малое использование такого рода действий детьми дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью не способствует созданию у них более полной картины воспринимаемого предмета.
Действия поглаживания, сжимания, надавливания, приложения направлены на изучение особенностей, «внутренних» характеристик предмета, таких, как фактура материала, из которого изготовлен предмет, его упругость и пр. Эти действия встречались лишь в единичных случаях и составляли всего лишь 1,3% от общего числа ориентировочно-исследовательских действий.
Таким образом, дети дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью при обследовании игрушек совершают преимущественно действия, направленные на получение самой общей, мало дифференцированной информации о предмете.
При выполнении второго задания (со звучащей игрушкой) мы зафиксировали изменения в характере и количестве познавательных решений. Так, общее количество познавательных реакций увеличилось и стало равно 134 (по сравнению со 129 в первом задании) (таблица 3.2). Общее увеличение произошло за счет манипуляций, которых стало 39, а в предыдущем задании было 23.
Количество ориентировочно-исседовательских действий уменьшилось, мы зарегистрировали 67 действий этого вида; число зрительных реакций незначительно уменьшилось (с 28 до 26). Наблюдалось также количественные и структурные изменения в ориентировочно-исследовательских действиях (таблица 3.3).
Так, по-прежнему большую группу составили действия захвата (25), встряхивания (20) и рассматривания (9).Однако теперь наметились значительные изменения в частоте проявления действий: уменьшилось количество действий захвата, они составляют 37,3% ориентировочно-исследовательских действий; встряхивание - 29,8%; рассматривание -13,4%. Это, по-видимому, обусловлено смещением акцентов ориентировочно-исследовательской деятельности, связанным со снятием элемента новизны игрушки и введением нового признака - озвученности.
Вторую группу ориентировочно-исследовательских действий по-прежнему составляют действия выслушивания (5), обследования частей (3) и оральное обследование (3). Однако, как видно из таблицы 3.3, количество этих действий уменьшилось почти вдвое по сравнению с предыдущим заданием и составляет только 7,5%, 4,5% и 4,5% соответственно. Количество действий постукивания игрушкой по поверхности пола или стола изменилось минимально и составило 3% от общего количества (2 случая).
Группа наиболее редко встречающихся действий, зарегистрированных при выполнении первого задания, в которую входили действия поглаживания, сжимания, надавливания, приложения, во втором задании не встретились.
При ведении дополнительного признака, звучания игрушки, произошло изменение соотношения между количеством специфических и неспецифических манипуляций. Количество неспецифических манипуляций возросло более чем вдвое и составило 24 случая, а специфических - 15 случаев. Процентное выражение от общего количества манипуляций составляет 61,5% и 38,5% соответственно (в результате выполнения первого задания мы видели обратную картину, хотя различия были не столь ярко выражены: 47,8% и 51,2% соответственно). Таким образом, наметившийся рост числа манипуляций произошел преимущественно за счет неспецифических действий.
Уровни эмоционального реагирования по С.Л. Рубинштейну
С.Л. Рубинштейн в многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности выделяет три уровня.
Первый — это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Он связан с физическими чувствованиями удовольствия — неудовольствия, которые обусловлены органическими потребностями. Они могут быть, как специализированными, местно ...
Работа по коррекции нарушения чтения с использованием компьютерных
технологий
При проведении логопедической работы по коррекции нарушения чтения у детей младшего школьного возраста использовались компьютерные программы «Учимся читать» и « Баба Яга учится читать». Программы построены на основе методик обучения детей с нарушением чтения.
Используемые нами программы имеют ряд преимуществ:
- Повышение мотивации дет ...
Константность
С целостностью восприятия тесно связана его константность, под которой понимается относительная независимость воспринимаемых характеристик объекта от их отображений на рецепторные поверхности. Благодаря константности предметы воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине и положению. Существует значительное число ...