Анализ полученных результатов
Страница 6

Мn5 - среднее число реакций детей при предъявлении предметов разной величины

В ходе выполнения 3 задания (при предъявлении пред­метов, отличающихся по цвету) было зафиксировано 263 реакции (см. таб­лицу 3.4), в том числе: 165 познавательных реакций, 28 эмоциональных реак­ций, 70 речевых реакций. При этом ведущее место принадлежит позна­вательным реакциям, их доля составляет 62,7% от общего количества реак­ций, на втором месте - речевые реакции, на долю которых приходится 26,6%, на третьем - эмоциональные реакции -10,7%.

При предъявлении предметов, отличающихся формой, за­фиксировано 218 реакций. Из них 173 реакции - познавательных, 15 эмоци­ональных и 30 речевых. И в этом случае большая доля приходится на по­знавательные реакции - 79,4%, речевые реакции занимают вторую позицию и их количество составляет 13,8%, доля эмоциональных реакций лишь 6,9%. При предъявлении предметов, отличающихся по величине, мы зафиксировали 190 реакции. Как и в предыдущих двух заданиях наибольшее количество реакции приходилось на долю познавательных и их численность была равна 145. Количество речевых и эмоциональных реакций было значительно меньше: 27 и 18 соответственно. Процентное со­отношение видов реакции было следующим: познавательные реакции составляют 76,3% от общего числа реакций, речевые реакции составляют 14,2%, эмоциональные - 9,5%.

Таким образом, во всех заданиях при предъявлении предметов, раз­личающихся по цвету, форме, величине, преобладали познавательные реак­ции, значительно опережая по численности речевые и эмоциональные. Следует отметить, что наибольший раз­рыв между показателями наблюдался при предъявлении предметов разной формы.

Рассматривая характер зрительных реакций, зафиксированных у детей при предъявлении предметов, различающихся по цвету, необходимо отметить, что фиксированный взгляд мы зарегистрировали в 80% случаев, не­фиксированный - в 20%.

При предъявлении предметов, различающихся формой, картина по­знавательных реакций претерпела изменения. Теперь среди ориенти­ровочно-исследовательских действий на первое место выступают захват предметов (41,2% от общего числа ориентировочно-исследовательских действий), наложение предметов друг на друга (32,4%), рассматривание (13,7%). То есть такие действия, которые по своей структуре и назначению соответствуют выделяемому внешнему свойству и закрепленному за пред­метом способу действия.

Вторую группу составили действия сжимания (4,9%), постукивания (3,9%), обследования частей и поворачивания (по 2%).

Мы отметили также три действия, которые при выполнении этого зада­ния не были применены детьми ни разу (0): поглаживание, надавливание, наложение. При этом действие приложения является адекватным и целе­сообразным при обследовании предметов разной формы и их отсутствие свидетельствует о достаточно низком уровне и бедности способов полу­чения информации о внешних признаках предметов, об отсутствии зри­тельного сравнения предметов по форме.

Рассмотрев особенности манипуляций, производимых детьми с пред­метам разной формы, мы обнаружили преобладание специфических мани­пуляций (76,2% от общего числа манипуляций) над неспецифическими (23,8%о). Отмечалось также явное преобладание фиксированного взгляда над нефиксированным (60,6% и 39,4% соответственно).

При предъявлении предметов, различающихся по величине, среди ори­ентировочно-исследовательских действий наибольшее число раз дети применили захват (31,3% от общего числа), рассматривание (21,3%) и

наложение (16,3%). Именно эти действия, в целом, позволили установить различие предметов по величине.

Другая группа действий - поворачивание (8,9%), сжимание и надавли­вание (по 6,3%), поглаживание (5%), способствовали получению информа­ции о свойствах материала, из которого были изготовлены игрушки.

Действия обследования частей и постукивания были зафиксированы в 2,5% случаев, а действия наложения не встречались ни разу.

Рассматривая характер манипуляций, можно сделать вывод о преоб­ладании манипуляций специфических (60,6%) над неспецифическими (39,4%).

Таким образом, при предъявлении детям дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью предметов, отличающих­ся по одному признаку (цвету, форме, величине), наибольшее количество реакций получено на цветовые отличия. Именно этот признак вызвал наибольшее количество эмоциональных и речевых реакций. Форма предметов провоцировала наибольшее количество познавательных реак­ций, преимущественно ориентировочно-исследовательских действий. Од­нако, при действиях с предметами, которые отличаются по одному вне­шнему признаку, дети совершают преимущественно одинаковые ориен­тировочно-исследовательские действия (захват, рассматривание, повора­чивание), которые не позволяют им выяснить особенности и свойства предметов, специфику отличий каждой пары, а лишь способствуют общему ознакомлению с ними.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Трудовые конфликты
В условиях перехода к рыночному типу экономики и, следовательно, частного предпринимательства, немаловажное значение приобретают трудовые конфликты как разновидность социального конфликта. В зависимости от количества участников, трудовые конфликты делятся на индивидуальные и коллективные. Под коллективным трудовым конфликтом понимаютс ...

Развитие речи
Дети старшего дошкольного возраста располагают значительными резервами развития, но прежде, чем использовать эти резервы развития необходимо давать качественную характеристику психических процессов данного возраста. К концу дошкольного возраста при определённых условиях воспитания и обучения ребёнок начинает не только пользоваться речь ...

Коррекция нарушений в развитии подростка. Воспитательно-коррекционная работа с подростками во внеурочной работе.
Наряду с учебно-познавательной деятельностью подростки с отклоняющимся поведением являются участниками и других видов деятельности: общественно-полезной, трудовой, спортивно-оздоровительной. Художественно-эстетической, игровой и т.д. Только для их участия в этих видах деятельности и сила влияния последних на формирование и развитие под ...