Анализ полученных результатов
Страница 2

R - суммарное количество познавательных, эмоциональных и речевых реакций: R=Rр+Rе+Rv;

R1=129+28+47=204; R2= 13 4+3 0+12= 176,

где Rр - общее количество познавательных реакций

Rе - общее количество эмоциональных реакций

Rv - общее количество речевых реакций

R1 - реакции при выполнении заданий с незвучащей игрушкой

R2 - реакции при выполнении заданий со звучащей игрушкой

Мn - средняя арифметическая, где Мnр от Re

Мne от Re

Мпv от Rv

Мn1=204:28=7,3

Мn2=176:28=6,3 , где Мn1 - среднее число реакций каждого ребенка в задании с незвучащей игрушкой;

Мn2 - среднее число реакций каждого ребенка при выполнении задания со звучащей игрушкой.

При выполнении первого задания фиксировались реакции ребенка на предъявляемую погремушку (красный шарик на белой ручке). Задания были построены таким образом, чтобы практически исключить отказ от вы­полнения, а в случае невозможности или нежелания самостоятельно дейст­вовать с игрушкой предусмотрены варианты «пассивных действий» (с по­мощью педагога), что способствовало возникновению хотя бы самых эле­ментарных реакций.

Следует отметить, что все испытуемые проявили боль­шую или меньшую степень активности при предъявлении игрушки. В пер­вом задании (с незвучащей игрушкой) было зафиксировано 204 реакций. В том числе, познавательные реакции составили 129 (63,2%), эмоциональные реакции - 28 (13,7%), речевые реакции - 47 (23%). Среднее значение реак­ций составило 7,3. Распределение средних значений по видам реагиро­вания было следующим: среднее количество познавательных реакций 4,6; эмоциональных реакций - 1,0; речевых реакций - 1,7.

Таким образом в пер­вом задании мы наблюдали явное преобладание познавательных реакций над речевыми и эмоциональными. При предъявлении во втором задании такой же по внешнему виду, но озвученной погремушки, мы наблюдали качественное и количественное изменение картины реакций. Так, отмечалось относительное увеличение количества познавательных ре­акций при действии с озвученной игрушкой -134 (по сравнению с 129 в 1-м задании), а также эмоциональных реакций - 30 (в 1-м задании их было за­фиксировано 28).

При этом мы обнаружили резкое сокращение количества речевых реакций: с 47 в 1-м задании до 12 во 2-м. Преимущественно за счет этого сократилось общее количество реакций. Их оказалось всего лишь 176. Вследствие этого среднее значение составило только 6,3 (в предыдущем задании - 7,3).

Данные изменения свидетельствуют, с одной стороны, о некоторой потере интереса детей к повторно предъявляемой игрушке, пусть даже озвученной, снятии элемента новизны (отсюда - сокращение речевых реакций и общего количества реакций), с другой - об изменении характера действий в связи с появлением у игрушки нового качества: увеличении количества познавательных и эмоциональных реакций с преобладанием первых.

Таким образом, установлено, что введение дополнительной харак­теристики предмета приводит к изменению реакций детей дошкольного возраста с глубоким нарушением интеллекта. Данные об особенностях и характере познавательных реакций детей при действиях с игрушками, от­личающимися озвученностью представлены в таблице 3.2 и таблице 3.3.

Таблица 3.2

Виды познавательных реакций при действии с предметами различающимися озвученностью

Виды реакций

характеристика предмета

Ориентировочно-исследователь­ские действия

Манипуляции

Зрительные реакции

количе­ство

%от Rр

количе­ство

% от Rр

количе­ство

%от Rр

не звучащая игрушка (Кр1=129)

79

61,2

23

17,8

28

21,7

звучащая

игрушка

(Кр2=134)

67

50

39

29,1

26

20,9

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Программа развития самооценки младших школьников
Цель : формирование адекватной самооценки у младших школьников. Задачи: 1. Снизить уровень эмоционального напряжения. 2. Повысить уверенность детей в себе. 3. Развивать способность видеть в себе «хорошее». 4. Формировать коммуникативные навыки. 5. Развивать способность позитивного отношения к людям. Предмет развития: самооценка ...

Общее понятие сущности характера
«Совокупность стойких черт представляет собой характер личности. Характер – это совокупность стойких индивидуально-психологических свойств человека, которые проявляются в его деятельности и поведении, в отношении к коллективу, к другим людям, к труду, к окружающей действительности и самому себе. Характер наиболее тесно связан с темпер ...

Личностная готовность к школьному обучению.
Чтобы ребенок успешно учился, он прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама ...