Анализ полученных результатов
Страница 2

R - суммарное количество познавательных, эмоциональных и речевых реакций: R=Rр+Rе+Rv;

R1=129+28+47=204; R2= 13 4+3 0+12= 176,

где Rр - общее количество познавательных реакций

Rе - общее количество эмоциональных реакций

Rv - общее количество речевых реакций

R1 - реакции при выполнении заданий с незвучащей игрушкой

R2 - реакции при выполнении заданий со звучащей игрушкой

Мn - средняя арифметическая, где Мnр от Re

Мne от Re

Мпv от Rv

Мn1=204:28=7,3

Мn2=176:28=6,3 , где Мn1 - среднее число реакций каждого ребенка в задании с незвучащей игрушкой;

Мn2 - среднее число реакций каждого ребенка при выполнении задания со звучащей игрушкой.

При выполнении первого задания фиксировались реакции ребенка на предъявляемую погремушку (красный шарик на белой ручке). Задания были построены таким образом, чтобы практически исключить отказ от вы­полнения, а в случае невозможности или нежелания самостоятельно дейст­вовать с игрушкой предусмотрены варианты «пассивных действий» (с по­мощью педагога), что способствовало возникновению хотя бы самых эле­ментарных реакций.

Следует отметить, что все испытуемые проявили боль­шую или меньшую степень активности при предъявлении игрушки. В пер­вом задании (с незвучащей игрушкой) было зафиксировано 204 реакций. В том числе, познавательные реакции составили 129 (63,2%), эмоциональные реакции - 28 (13,7%), речевые реакции - 47 (23%). Среднее значение реак­ций составило 7,3. Распределение средних значений по видам реагиро­вания было следующим: среднее количество познавательных реакций 4,6; эмоциональных реакций - 1,0; речевых реакций - 1,7.

Таким образом в пер­вом задании мы наблюдали явное преобладание познавательных реакций над речевыми и эмоциональными. При предъявлении во втором задании такой же по внешнему виду, но озвученной погремушки, мы наблюдали качественное и количественное изменение картины реакций. Так, отмечалось относительное увеличение количества познавательных ре­акций при действии с озвученной игрушкой -134 (по сравнению с 129 в 1-м задании), а также эмоциональных реакций - 30 (в 1-м задании их было за­фиксировано 28).

При этом мы обнаружили резкое сокращение количества речевых реакций: с 47 в 1-м задании до 12 во 2-м. Преимущественно за счет этого сократилось общее количество реакций. Их оказалось всего лишь 176. Вследствие этого среднее значение составило только 6,3 (в предыдущем задании - 7,3).

Данные изменения свидетельствуют, с одной стороны, о некоторой потере интереса детей к повторно предъявляемой игрушке, пусть даже озвученной, снятии элемента новизны (отсюда - сокращение речевых реакций и общего количества реакций), с другой - об изменении характера действий в связи с появлением у игрушки нового качества: увеличении количества познавательных и эмоциональных реакций с преобладанием первых.

Таким образом, установлено, что введение дополнительной харак­теристики предмета приводит к изменению реакций детей дошкольного возраста с глубоким нарушением интеллекта. Данные об особенностях и характере познавательных реакций детей при действиях с игрушками, от­личающимися озвученностью представлены в таблице 3.2 и таблице 3.3.

Таблица 3.2

Виды познавательных реакций при действии с предметами различающимися озвученностью

Виды реакций

характеристика предмета

Ориентировочно-исследователь­ские действия

Манипуляции

Зрительные реакции

количе­ство

%от Rр

количе­ство

% от Rр

количе­ство

%от Rр

не звучащая игрушка (Кр1=129)

79

61,2

23

17,8

28

21,7

звучащая

игрушка

(Кр2=134)

67

50

39

29,1

26

20,9

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Основные методы группового консультирования
Методы группового развития. Данный групповой метод направлен на развитие социальной компетенции клиентов, межличностных отношений, потребности в формировании безопасной окружающей среды. В центре групповой работы — личностный рост клиентов. В процессе развития отношений большое внимание уделяется чувствам клиентов, в процессе дискуссий ...

Диагностика психологических особенностей изучения спортивного характера Волевые усилия и их значение в формировании спортивного характера
Всякое произвольное действие требует для своего совершения определённого, хотя бы минимального, волевого усилия. Волевые усилия отличаются от мышечных. Правда, при всяком волевом усилии имеются какие-то мускульные движения, хотя бы в зачаточной форме. Но эти движения не составляют главного в волевом усилии, для которого характерно состо ...

Особенности молодой семьи. Особенности отношения к браку
Брачно-семейные преставления являются наиболее значимыми для прогнозирования развития института семьи. Брак и семья - общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость этих понятий, они не являются тождественными. Брак - особый социальный институт, исторически обусловл ...