Особенности темперамента и социометрического статуса в группе. Темперамент: понятие, виды, теории
Страница 2

Статьи по психологии » Анализ зависимости социометрического статуса от типа темперамента » Особенности темперамента и социометрического статуса в группе. Темперамент: понятие, виды, теории

Попытки построить классификацию типов поведения человека, исходя из факта повышенной или пониженной деятельности отдельных желёз внутренней секреции, предпринимали Н. А. Белов, Б. М. Завадовский и др. Так, по мнению Б. М. Завадовского, различия в темпераментах обусловливает взаимодействие щитовидной и надпочечной желёз: сангвиник отличается высокой активностью обеих желёз, флегматик – слабостью и той и другой, холерик – слабостью щитовидной железы, но сильной активностью надпочечников, меланхолик – сильной активностью щитовидной железы, но слабой – надпочечников[2]. www.keepbanks.ru

Концепция четырёх темпераментов оказалась чрезвычайно жизнеспособной. На протяжении последующих восемнадцати веков менялись представления о механизмах формирования типов темперамента: возникали их гуморальные обоснования, различия между типами относили к возбудимости различных тканей, к величине мозга и к морфологии нервов, к деятельности эндокринной системы, наконец, к свойствам нервной системы человека. Однако в течение всего этого времени синдромы психологических свойств, составляющие тот или иной тип темперамента, не подвергались сомнению.

Вундт предположил, что в основе тех психологических свойств, сочетания которых образуют разные типы темперамента, лежат две базовые характеристики, связанные с динамикой протекания эмоциональных реакций. Сильные эмоциональные реакции в сочетании с эмоциональной нестабильностью способствуют образованию тех психологических свойств, которые обычно приписывают холерическому темпераменту. Нестабильность в сочетании с невысокой силой эмоциональных реакций свойственна обладателям сангвинического синдрома свойств и т.д.

Вундт отходит от чисто описательной типологии темперамента, вводя две психологические характеристики, которые, в принципе, могут быть объектом экспериментального исследования. И сила, и стабильность эмоциональных реакций могут быть измерены в психологическом эксперименте и, значит, отнесение индивида к тому или иному типу темперамента может теперь основываться не только на умозрительных заключениях, но и на объективных данных.

В конце 40 – х годов начинают проводиться факторно – аналитические исследования. Американские исследователи А. Томас и С. Чесс считали, что изучая темперамент, можно ответить на вопрос, как человек действует в различных ситуациях. Поведенческий стиль (или темперамент) не позволяет оценить, почему человек поступил тем или иным образом, что ему нравится или каких успехов он может достичь в разных видах деятельности. Иначе говоря, особенности темперамента не относятся ни к содержанию, ни к мотивации, ни к успешности деятельности.

Критерии выделения свойств темперамента, предложенные А. Томасом и С. Чесс сводятся к минимуму ограничений: темперамент – это стилевые характеристики, не связанные с мотивацией деятельности и с успешностью её выполнения[3].

Несколько иначе, чем американские исследователи, трактует свойства темперамента польский психолог Я. Стреляу. Он согласен с тем, что критериями для выделения свойств темперамента должны быть, во-первых, формальный характер этих свойств (несвязанность темперамента с содержанием деятельности) и, во-вторых, их устойчивость, сохранность на протяжении длительных периодов времени. Кроме этого, в качестве самостоятельных критериев Стреляу выделяет связь свойств темперамента с энергетикой организма и с временными параметрами деятельности.

Соответственно этим критериям Стреляу называет две характеристики темперамента, связанные с энергетическим уровнем обеспечения жизнедеятельности, — активность и реактивность и пять характеристик, связанных с протеканием реакций во времени. К последним относятся скорость реакции (время, проходящее с момента появления стимула до начала ответной реакции, и скорость выполнения сложных последовательностей действий), подвижность (способность переключаться с одной деятельности на другую), последействие реакции (время продолжения реакции после того, как действие стимула прекратилось), темп реакций (количество реакций в единицу времени) и ритмичность (регулярность) реакций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Особенности проявления самооценки в младшем школьном возрасте
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. Р.Бернс, анализируя бол ...

Описание выборки и методов исследования. Описание исследуемой выборки
В исследовании приняло участие 56 студентов II курса факультета №5 Национального аэрокосмического университета, специальности «КСС», дневной формы обучения. С помощью «Опросника профессиональной готовности» были выделены студенты, испытывающие трудности в профессиональном самоопределении, в количестве 31 человек (55,4%). Остальные 25 ч ...

Взаимосвязь обучения и развития психики
Обучение- процесс целенаправленной передачи социально-культурного опыта, направленный на формирование определенных знаний и умений. Р-тие психики- закономерное изменение псих-их процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. В психологии сущ-ло несколько подходов к анализу взаимосвязи м ...