Особенности темперамента и социометрического статуса в группе. Темперамент: понятие, виды, теории
Страница 4

Статьи по психологии » Анализ зависимости социометрического статуса от типа темперамента » Особенности темперамента и социометрического статуса в группе. Темперамент: понятие, виды, теории

Характерными особенностями темперамента являются:

1. сравнительное постоянство индивидуально-психологических свойств личности (скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, темп и ритм речи, проявление эмоций и волевых качеств и др.)

2. свойства темперамента, объединённые в определённые структуры (типы темперамента), адекватны основным типам высшей нервной деятельности. www.getbanks.ru

Принято считать, что темперамент у людей формируется в онтогенезе. У взрослого человека свойства темперамента в основном стабильны, но могут изменяться в незначительных пределах под воздействием психических состояний и жизненных коллизий.

Взаимосвязь типов темперамента с типами высшей нервной деятельности. Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, то есть, основан на свойствах нервной системы, связан со строением тела человека (его конституцией), с обменом веществ в организме. И.П. Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности, установил, что в основе темперамента лежат те же причины, что и в основе индивидуальных особенностей условно-рефлекторной деятельности человека, — свойства нервной системы. Эти свойства являются наследственными и чрезвычайно плохо поддаются изменению.

К основным свойствам нервной системы относятся:

1) сила нервной системы, то есть сила процессов возбуждения и торможения. От этого свойства зависит работоспособность клеток коры головного мозга, их выносливость;

2) подвижность нервных процессов (скорость смены возбуждения торможением и наоборот). По этому свойству нервной системы у разных людей индивидуальные различия проявляются особенно ярко;

3) уравновешенность нервной системы (степень соответствия силы возбуждения силе торможения). Это свойство также разных людей проявляется по-разному. Известно, например, что нередко тормозной процесс отстаёт по своей силе от возбудительного процесса.

Своеобразие комбинаций этих свойств образуют специфические типы высшей нервной деятельности. Наиболее часто встречаются четыре типа. Из них три Павлов отнёс к сильным типам, один — к слабому.

К типам высшей нервной деятельности относятся:

1. Сильный уравновешенный, подвижный. Процесс возбуждения здесь уравновешивается с процессом торможения. Данный тип ВНД адекватен сангвиническому типу темперамента.

2. Сильный уравновешенный, инертный (внешне более спокойный). Соответствует флегматическому типу темперамента.

3. Сильный неуравновешенный (безудержный). Этот тип ВНД соответствует холерическому типу темперамента.

4. Слабый. Характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения, малой подвижностью (инертностью) нервных процессов. Соответствует меланхолическому типу темперамента.

Следует отметить, что нет деления типов высшей нервной деятельности на «хорошие и «плохие», точно так же как и адекватных им типов темперамента. Каждый из типов ВНД и типов темперамента обладает определёнными достоинствами, а некоторые из негативных характерологических свойств того или иного типа темперамента при соответствующих условиях и психическом состоянии индивида могут сыграть положительную роль[5].

Характерологические особенности темперамента

Сильный уравновешенный, подвижный (сангвинический темперамент).

У представителей данного типа темперамента психические процессы характеризуются большой скоростью протекания (быстрой реакцией на раздражители). Сангвиники отличаются высокой активностью, адаптивностью (приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни) и подвижностью. Их внимание нестабильно, быстро и легко его переключают. Инициативны, общительны, жизнерадостны, склонны к остроумию. Речь живая и быстрая, живой, открытый взгляд. Разнообразная мимика. Сангвиники с охотой берутся за живое дело, способны к увлечению. Любят новизну, разнообразие ситуаций, перемену мест. Избегают однообразия, шаблонов работы. Легко переживают неудачи. В работу включаются быстро. Однако, если дело требует сосредоточенности, терпения, могут так же быстро отступить, как и увлечься. У сангвиников хорошая работоспособность. Больше всего подходит для них работа, требующая быстроты реакций и уравновешенности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Развитие памяти в дошкольном возрасте
Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значител ...

Основные этапы развития отечественной П-ии в 20-м веке
Первый период 1-я отечест. Y-ии- до революционный (до 17 года), 1-сь естественно­научные взгляды на Y-ию, в основе взгляды Сеченова Ивана Михайловича(рефлексы, центральное торможение, обратная связь), БехтеревавладимирМихайлов.(Принципы рефлексологии, индивид, индивидуальность, Л-ть, доминанта), Павлова Ивана Петровича(учение о ВНД-и, у ...

Методика определения мотивов учения М.Р. Гинзбурга
Форма проведения: индивидуальная. Оборудование: стимульный материал к методике. Цель: Выявить преобладающие мотивы учения. Инструкция: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ". №1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал; "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в ...