Особенности темперамента и социометрического статуса в группе.
Темперамент: понятие, виды, теорииСтраница 3
На первый взгляд, этот список характеристик кажется совершенно непохожим на те, которые были представлены ранее. Однако эти различия не надо преувеличивать. Так, выделяемая Стреляу реактивность может проявляться в разных сферах, в частности, в силе и интенсивности эмоциональных реакций. Активность, связанная с поддержанием определённого уровня возбуждения, может проявляться в сфере общения, как социабельность. Стреляу в большей степени, чем авторы описанных ранее концепций темперамента, подчёркивает роль темперамента как механизма, определяющего разные поведенческие особенности, и поэтому при выделении характеристик темперамента он большее внимание уделяет особенностям функциониравания этого механизма и меньшее – тем сферам, в которых это функционирование проявляется. Что же касается его конкретных исследований, то в них Стреляу интересует проявление свойств темперамента и в эмоциональности, и в общении, и, что крайне редко встречается в работах американских и западно-европейских психологов, в особенностях интеллектуальной деятельности.
В исследованиях темперамента, проводящихся в нашей стране, основным критерием для отнесения той или иной поведенческой особенности к свойствам темперамента служит её формально-динамический характер. Свойства темперамента «формальны», поскольку они не связаны ни с содержанием деятельности, ни с целями и мотивами человека, осуществляющего эту деятельность. Свойства темперамента являются «динамическими», поскольку они определяют динамику деятельности – интенсивность, темп, ритмичность тех психологических особенностей, которые включены в осуществление этой деятельности.
Перечни других признаков или критериев, позволяющих выделить свойства темперамента среди других психологических особенностей, в значительной степени совпадают у разных авторов.
Критерии, которые предлагает В. М. Русалов предполагают, что свойства темперамента: 1) связаны с энергетическим потенциалом человека; 2) проявляются во всех сферах жизнедеятельности; 3) обнаруживаются в раннем детстве; 4) устойчивы на протяжении длительного периода времени; 5) связаны с биологическими подструктурами, в частности, со свойствами нервной системы; 6) являются наследственно обусловленными.
Соответственно этим критериям, основным из которых является формально-динамический характер свойств темперамента, выделяются различные свойства темперамента.
В. Д. Небылицын, один из создателей дифференциальной психофизиологии, выделил в структуре темперамента два основных компонента – активность, проявляющуюся в моторике, общительности и познавательной сфере, и эмоциональность.
Активность является проявлением энергетических потенциалов человека и определяет динамику его деятельности в самых разных ситуациях. В исследованиях, проведённых для выяснения структуры свойств активности, было показано, что об активности можно судить по трём её проявлениям – по индивидуальному темпу деятельности, т.е. по скорости двигательной реакции, которая свойственна испытуемому и которую он склонен сам выбирать, по склонности к действиям в ситуации, когда по условиям эксперимента действие не является обязательным, т.е. по склонности к сверхнормативной активности.
Эмоциональность (второй компонент темперамента, выделяемый в этом направлении исследования) рассматривается как «особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений», т.е., иначе говоря, эмоциональность связана с динамикой эмоциональной жизни человека[4].
В настоящее время можно считать, что понятие «темперамент» вполне определилось.
Темперамент — это индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия.
Структура личности в различных психологических теориях.
Л-ть - феномен общественного 1-я; конкретный живой ч-к, обладающий сознанием и самосознанием. Структура Л-и - целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, отношений и действий индивида/ сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта Д-и и общения. Л-ть - с ...
Исследование лидерства у школьников. Исследование
методикой диагностики лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.)
Таблица 1. Данные исследования методикой «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)»
№ исследуемого п/п
Сумма балов
Уровень выраженности лидерских способностей
1
26
2
2
28
2
3
26
2
4
31
2
5
36
3
6
27
2
7
24
1
8
29
...
Теоретические основы проблемы копинг-стратегий у успевающих и
слабоуспевающих подростков. Характеристика
копинг-стратегий
На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, субъективно переживаемыми им как трудные, нарушающие привычный ход жизни. Переживание таких ситуаций зачастую меняет и восприятие окружающего мира, и восприятие своего места в нем. Изучение поведения, направленного на преодоление трудностей, в зарубежной псих ...