Психодиагностическое изучение личностиСтраница 1
Личностные тесты позволяют измерять различные аспекты поведеня личности. Которые напрямую не связаны с уровнем интеллектуального развития. В психодиагностике термин «тест личности» включает сферу измерения характеристик, подобных эмоциональной устойчивости/ особенностей межличностных отношений, мотивации, интересов, ценностей и др. Выделяют три группы тестов, измеряющих личностные особенности: 1) опросники (основанные на самоотчете); 2) ситуативные тесты; 3) проективные методики.
Опросники-большая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого является самостоятельное сообщение некоторых сведений о себе в виде ответов. Теоретической основой этого метода можно считать интроспекционизм - психологию самонаблюдения. Однако, при заданных вариантах ответа самонаблюдение, которому придаётся стандартизированный характер, по многим формальным признакам сближается с объективным тестированием. В настоящее время в качестве психодиагностического метода исследования личности используют скорее тест-опросники, а не метод стандартизированного наблюдения. Личностные опросники: MMPI, тест Г.Ю. Айзенка, 16ти факторный личностный опросник Кеттела, диагностика акцентуации характера (опросник Личко, опросник Смишека).
Ситуативными называют такие тесты, которые нацелены на выполнение испытуемым какой-то деятельности. Как правило, испытуемому предлагают выполнить деятельность, моделирующую элементы его повседневной жизни. Стандартизация их в основном проводилась на школьниках. С помощью этих тестов диагностируются такие стороны личности, как склонность к мошенничеству, лжи, воровству, упорству и т. д. Они изучают не только социальные, но эмоциональные черты личности. Интерпретация, таких тестов достаточно субъективна и поэтому применение их при массовых обследованиях проблематично. Проективные методики - специфическая, достаточно неоднородная группа психодиагностических методик, в основном клинической ориентации. Их родоначальником считается метод словесных ассоциаций К. Юнга; именно ему принадлежит открытие и доказательство феномена, лежащего в основе всех проективных методик, - возможность по средствам косвенного воздействия на значимые области переживания и поведения человека вызвать эксплицитные изменения в экспериментальной деятельности. Ассоциативный эксперимент стимулировал появление таких проективных методик как «неоконченные предложения». Чтобы психологу «прорваться» в область бессознательного, понять скрытые в нем тенденции, необходимо в эксперименте направить сознание на решение особых заданий, которые позволили бы непроизвольно проявиться бессознательному в особой проективной продукции - бессюжетных словесных ассоциациях, сюжетных фантазиях, образах, выраженных в рисунках и т.д. Такого типа задания и включались в проективные методики. Проективные тесты: чернильные пятна Г.Роршаха, тест выбора цвета Люшера, тест тематической апперцепции (ТАТ) - создан в 1935 г. Х.Морганом и Г. Мюрреем, рисуночные экпрессивные тесты («Дом, дерево, человек», «семья», «несуществующее животное») и т.д.
Анализ результатов эмпирического исследования
1. Диагностика детско-родительских отношений с помощью опросника «Подростки о родителях» (см. таб. 1 и 2).
Методика включает 5 шкал (автономность, непоследовательность, директивность, враждебность и позитивный интерес), отражающих родительское отношение, высокая выраженность которых способствует появлению личностной тревожности у подро ...
Предметность
Третьей важнейшей характеристикой восприятия является его предметность. Под предметностью восприятия понимают отнесенность всех получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам. Это способность субъекта воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга п ...
Особенности личности детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков
Выделим то общее, что присуще детям алкоголиков в плане становления их характера как сочетания врожденных и внешних влияний. Прежде всего, дети из семей алкоголиков очень впечатлительны. Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминанию неприят ...

