Закономерности развития профессиональной работосп-ти и функциональных состояний ч-ка в процессе трудовой Д-ти.
Страница 2

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Закономерности развития профессиональной работосп-ти и функциональных состояний ч-ка в процессе трудовой Д-ти.

неосознаваемая установка на максимизацию доминирует, орг-м реагирует с большей силой, чем это необходимо. Повышение всех показателей функционального сост-я (в двигат. сфере). Эта фаза сущ. всегда, но у высококвалифицированных она длится коротк. t-мя. Быстроте прохождения способствует высок, подвижность НС. Окончание фазы гиперкомпенс. = окончание стадии врабатывания. Фаза компенсации иначе назыв. фазой оптимальной Рс-ти. Все показатели кач-ва Д-ти повышаются стабилизируются, устанока на экономизацию усилий. Ур-нь работы dif сис-м оптимален. При мыслит. Д-ти показатели функционального сост-я орг-ма незначительно превыш. исходный (фоновый) ур-нь или соответст-ют ему. При физич. работе показатели функционал, сост-я соответст. выполняемой нагрузке. Достигается сбалансированное соотношение м/у энергетическими затратами и восстановительными пр-сами. Эффективность труда в этот пер-д наибольшая. Чем выше квалификация работника, тем дольше продолжается эта фаза. Длительность данной фазы может завис, от соответствия специфики Д-ти и особ-тей НС. Необход., чтобы длительность этой фазы была max. 4) фаза субкомпенсации- возник, как при снижении интенсивности и сложности Д-ти, так и при их повышении. Постепенно начинает задействоваться уровень резервной Рс-ти. При низком ур­не интенсивности и сложности Д-ти наблюд-ся развитие сост-я монотонии. Хар-ся снижением ф-ций распределения внимания, потерей бдительности, чувством скуки, апатии и сонливости, в крайних случ. переходящих в сон и ведущих к срыву Д-ти. В начале развития сост-я монотонии внешнее торможение, вызываемое слабой интенсивностью и простотой ситуации, компенсируется внутренним возбуждением и волевой мобилизацией. Дольше всего фаза субкомпенсации сохраняется у высококвалифицир. спец-ов. А при росте интенсивности и сложности Д-ти оптимал. ур-нь функционир-ия перестает обеспечиваться. Происходит перестройка работы функционал-ых сис-м: мобилизация наиболее важных ф-ций поддерж-ся за счет ослабления контроля за менее важными функциями, т.е. избирательное повышение или поддержание наиб. значимых и небольшим понижением второстепенных показателей кач-ва Д-ти, т.е. более экономизированное использование резервов Рс-ти. Усиление Д-ного мотива и волевая мобилизация. Дальнейшее продолжение работы в таком режиме приводит к росту утомления. Фаза субкомпенсации переход, в свою крайнюю стадию. Включение компенсаторных мех-мов резервного ур-ня обеспеч. только сохранение наиболее важных показателей Д-ти при значительном ухудшении всех менее важных. Эта фаза наступает и дольше длится у высококвалифицированных. 5) фаза конечного прорыва- хар-ся срочной мобилизацией ч/з мотивационную сферу дополнит, сил орг-ма, эмоциональным подъемом, притуплением чувства усталости и повышением Рс-ти. Чем сильнее соц-ные и материальные стимулы, тем выраженное стадия конечного прорыва. При продолжении работы происход. истощение вспомогат. энергетич. резервов и развив-ся след. фаза.

6) фаза декомпенсации- сниж-тся не только второстепен., но и основные показатели Д-ти. Происход. в 2-х случаях: а) при резком увеличении интенсивности или сложности Д-ти может возникнуть состояние эмоциональной напряженности. Из-за чрезмерного эмоц. возбуждения. Хар-ся временным понижением устойчивости психических пр-сов и проф-ой Рс-ти. Сост-е эмоц-ной напряженности возник, у лиц с повыш. тревожностью и слабостью НС. б) при длит. продолжении работы фаза декомпенсации возник, в связи с истощением ур-ня резервной Рс-ти. Ост утомления приводит к ухудшению функционирования сис-м, снижаются показатели. Хар-ся выраженными вегетативными нарушениями- учащение пульса и дыхания, нарушение точности и координации движения, появление big кол-ва ошибок в работе, ухудшен, ф-ций вниман., пам., мышл. Измен-ся ведущ. мотивация, основной- мотив прекращения работы. Если работа продолжается- след. фаза.

7) фаза срыва: расстройство регулирующих мех-мов, неадекватность р-ции орг-ма и психики на сигналы внеш. среды. Резкое падение Рс-ти вплоть до невозможности продолжения работы. Нарушение работы вегетативных ф-ций и внутренних органов может приводить к обморочному сост-ю. Орг-м приходит в сост-е переутомления и треб. длительного отдыха или даже лечения. Если работа законч. в фазе компенс-и or в нач. субкомпенс, то вы; ют еще 2 фазы динамики Рс-ти.

Страницы: 1 2 3


Рекомендации психологу по проведению коррекционных и профилактических работ с подростками разведенных родителей
По результатам данного исследования были выделены следующие особенности подростков, воспитывающихся в неполных семьях (фактор – развод родителей): 1. По оценке большинства подростков, воспитывающихся в разведенных семьях, со стороны родителей наблюдается высокая выраженность таких показателей родительского отношения, как директивность ...

Искусство руководящих тренеров тренинговых групп.
Необходимая для занятий в группе атмосфера создается путем осознания участниками положительных аспектов своей личности . Этому отводится особое внимание, потому что открытие в себе новых позитивных качеств вырабатывает уверенность в себе и дает силы для дальнейших конструктивных изменений. Руководителю группы также необходимо заранее п ...

Описание и анализ результатов изучения самооценки младших школьников
С целью проверки эффективности программы и доказательства гипотезы был проведен итоговый эксперимент с использованием тех же методик, что и в констатирующем эксперименте. Для выявления проявления свойств самосознания была повторно проведена методика «МЭДОС» (шкала 1). Результаты диагностики представлены на рисунке 4: Рис.4. Результ ...