Индивидуальная жизнь. Противоречия индивидуального развития
Страница 1

Статьи по психологии » Индивидуальная жизнь как уникальный психологический феномен » Индивидуальная жизнь. Противоречия индивидуального развития

Индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой. Нормальная продолжительность человеческой жизни и последовательная смена стадий или фаз индивидуального развития строго определены этой программой и видовыми особенностями Homo sapiens. Зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость составляют основные моменты становления целостности человеческого организма. В онтогенезе человека возникают и преодолеваются многие противоречия между наследственностью и средой, различными регуляторами жизнедеятельности, разными системами, органами и тканями в целостной структуре организма.[1] Из преодоления всех преград и препятствий складывается жизненный путь человека.

Жизненный путь человека – это история формирования и развитие личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменение образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой – целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на стадии онтогенеза, причем в такой степени, что настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например преддошкольное, дошкольное и школьное детство. Практически, ступени общественного воспитания, образования и обучения, составляющие совокупность подготовительных фаз жизненного пути, формирование личности стали определяющими характеристиками периодов роста и созревания индивида.

Индивидом человек становиться раньше, чем личностью. Ученые говорят даже о том, что индивид «начинается» задолго до рождения, и ребенок появляется на свет с определенной историей развития. В «подтверждение» хочется привести стихотворение М.Ю. Лермонтова:

Ребенка милого рожденье

Приветствует мой запоздалый стих.

Да будет с ним благословенье!

Всех ангелов небесных и земных!

Да будет он отца достоин,

Как мать его, прекрасен и любим;

Да будет дух его спокоен

И в правде тверд, как божий херувим.

Пускай не знает он до срока

Ни мук любви, ни славы жадных дум;

Пускай глядит он без упрека

На ложный блеск и ложный мира шум;

Пускай не ищет он причины

Чужим страстям и радостям своим,

И выйдет он из светской тины

Душою бел и сердцем невредим![2]

Здесь явно видно, что уже в определенной мере ожидает ребенка. Конечно, на развитие ребенка влияет социальная среда, в которую он попадает. Формирование начальных свойств личности связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоение средств общения с их знаковым аппаратом (прежде всего словарным составом и грамматическим строем языка), предметной деятельности с её социальной мотивацией, осознанием семейных и других ролей.

Начало развития еще как-то можно определить, сложность составляет определение зрелости человека. Возможно её стоит определять используя биологические критерии. Сравнительно с другими приматами человек обладает лишь большим диапазоном индивидуальной изменчивости моментов завершения соматического и полового созревания, наступления физической зрелости. Но в отличие от животных, у которых достижение физической зрелости означает полнейшее созревание, то у человека нервно-психическое развитие не укладывается в рамки физического созревания и зрелости. Интеллектуальное развитие движется на протяжении всей жизни, пока мы учимся в школе, институте, университетах и по жизни набираемся опыту. Трудовая зрелость к нам также приходит позже.

Интересен также факт старения и умирания. Они, (если так можно выразиться) не имеют конкретных временных ограничений, и старение не у всех проявляется одинаково и у каждого протекает по своему «графику».

Страницы: 1 2


Особенности развития сенсорики у детей-дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Возрастные закономерности развития сенсорики
Необходимым условием психического развития ребенка является со­зревание организма ребенка, его нервной системы (Ватажина Л.А.,Зелингер И.И и др.). Для развития восприятия особо важное значение имеет созревание ана­лизаторов (прежде всего, зрительного, слухового). Однако эти органи­ческие условия создают лишь возможности, предпосылки ра ...

Индивидуальная психология: основные концепции и принципы
Адлер был убежден в том, что главная цель теории личности — служить экономным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счету и для любого человека на пути изменений в сторону психологически более здорового поведения. В отличие от Фрейда, он сформулировал очень экономичную теорию личности в том смысле, что в основании всего те ...

Сравнение подростков из полных и неполных семей по показателям личностно-эмоциональных особенностей и характеру детско-родительских отношений
Для сравнения двух исследуемых выборок использовался критерий U Манна-Уитни. Были выделены следующие значимые различия: Таблица 7. Значимые различия подростков из полных и неполных семей Переменная Средний ранг U критерий Манна-Уитни Уровень значимости подростки из неполных семей подростки из полных семей 1. Р ...