Результаты корреляционного анализаСтраница 2
2. Фактор дезадаптивности взаимосвязан с такими переменными, как враждебность отца (r=0.459; p=0.05), позитивный интерес отца (r=-0.473; p=0.05), нежные чувства по отношению к самому себе (r=-0.448; p=0.05). Это означает, что чем больше враждебность и меньше позитивный интерес к подростку со стороны отца, тем сильнее выражена дезадаптивность, что приводит к снижению степени проявления нежных чувств к самому себе.
3. Показатель «переживание прошлых радостных событий» имеет взаимосвязь со степенью проявления нежных чувств подростка по отношению к матери (r=0.444; p=0.05) и к отцу (r=-0.448; p=0.05), а также с показателей «сильные чувства матери к подростку» (r=0.454; p=0.05). Следовательно, переживание прошлых радостных событий тем сильнее и позитивнее, чем сильнее мать проявляет положительные чувства по отношению к подростку и чем в большей степени он отвечает ей, в свою очередь, проявлением нежных чувств. При этом должен быть низкий уровень враждебности отца по отношению к подростку.
4. Показатель «переживание настоящих грустных событий» взаимосвязан со степенью автономности матери (r=0.461; p=0.05) и отца (r=-0.532; p=0.05). Это означает, что при увеличении степени автономности со стороны матери и снижении ее со стороны отца переживание грустных событий, происходящих в настоящий момент, будет более интенсивным и эмоциональным.
Таким образом, проведение корреляционного анализа на выборке подростков из неполных семей с целью установления существования взаимосвязей между личностно-эмоциональными особенностями и показателями родительского отношения позволило установить, что подобная взаимосвязь имеется и заключается в следующем: чем более благоприятным для подростка является характер родительского отношения к нему, тем благополучнее и позитивнее будут его личностно-эмоциональные особенности.
Таблица 9. Основные взаимосвязи между личностно-эмоциональными особенностями подростков из полных семей и показателями родительского отношения к ним
№ |
Переменная 1 |
Переменная 2 |
Коэффициент корреляции |
Уровень значимости |
1 |
Ригидность |
Слабые негативные чувства по отношению к самому себе |
-0,613 |
0,01 |
2 |
Враждебные чувства по отношению к отцу |
0,61 |
0,01 | |
3 |
Враждебные чувства по отношению к другим родственникам |
0,457 |
0,05 | |
4 |
Дезадаптивность |
Враждебность матери |
-0,472 |
0,05 |
5 |
Нежные чувства братьев и сестер к подростку |
-0,52 |
0,05 | |
6 |
Переживание будущих радостных событий |
Нежные чувства по отношению к матери |
-0,494 |
0,05 |
7 |
Нежные чувства матери к подростку |
-0,563 |
0,01 | |
8 |
Переживание будущих грустных событий |
Нежные чувства к матери |
-0,504 |
0,05 |
9 |
Враждебные чувства к самому себе |
-0,673 |
0,01 |
Приложения
Приложение 1
Психодиагностическая методика определения индивидуальной меры рефлексивности
Инструкция испытуемому.
"Вам предстоит дать ответы на несколько утверждений опросника. В бланке ответов напротив номера вопроса проставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту Вашего ответа:
1 - абсолютно неверно
2 - неверно
3 - ...
Психосоматика
Жизнь современного человека насыщена эмоциональными переживаниями. Снижение уровня жизни, ломка привычных стереотипов, непростое социально-экономическое положение в государстве - всё это заставляет нас находиться в постоянном психическом напряжении, в состоянии стресса. Развитию психологического стресса также способствуют межличностные ...
Личностные особенности студентов, испытывающих
трудности в профессиональном самоопределении. Мотивы обучения в вузе студентов, испытывающих
трудности в профессиональном самоопределении
Для исследования мотивов обучения была использована методика изучения мотивов учебной деятельности студентов А. А. Реана и В. Я. Якунина. Исследуемые оценивали значимость для себя 15-ти мотивов учебной деятельности, используя 7-ми балльную шкалу (1 балл – мотив совсем не значим, 7 баллов – максимальная значимость мотива).
Мотивы, предл ...