Результаты корреляционного анализаСтраница 2
2. Фактор дезадаптивности взаимосвязан с такими переменными, как враждебность отца (r=0.459; p=0.05), позитивный интерес отца (r=-0.473; p=0.05), нежные чувства по отношению к самому себе (r=-0.448; p=0.05). Это означает, что чем больше враждебность и меньше позитивный интерес к подростку со стороны отца, тем сильнее выражена дезадаптивность, что приводит к снижению степени проявления нежных чувств к самому себе.
3. Показатель «переживание прошлых радостных событий» имеет взаимосвязь со степенью проявления нежных чувств подростка по отношению к матери (r=0.444; p=0.05) и к отцу (r=-0.448; p=0.05), а также с показателей «сильные чувства матери к подростку» (r=0.454; p=0.05). Следовательно, переживание прошлых радостных событий тем сильнее и позитивнее, чем сильнее мать проявляет положительные чувства по отношению к подростку и чем в большей степени он отвечает ей, в свою очередь, проявлением нежных чувств. При этом должен быть низкий уровень враждебности отца по отношению к подростку.
4. Показатель «переживание настоящих грустных событий» взаимосвязан со степенью автономности матери (r=0.461; p=0.05) и отца (r=-0.532; p=0.05). Это означает, что при увеличении степени автономности со стороны матери и снижении ее со стороны отца переживание грустных событий, происходящих в настоящий момент, будет более интенсивным и эмоциональным.
Таким образом, проведение корреляционного анализа на выборке подростков из неполных семей с целью установления существования взаимосвязей между личностно-эмоциональными особенностями и показателями родительского отношения позволило установить, что подобная взаимосвязь имеется и заключается в следующем: чем более благоприятным для подростка является характер родительского отношения к нему, тем благополучнее и позитивнее будут его личностно-эмоциональные особенности.
Таблица 9. Основные взаимосвязи между личностно-эмоциональными особенностями подростков из полных семей и показателями родительского отношения к ним
|
№ |
Переменная 1 |
Переменная 2 |
Коэффициент корреляции |
Уровень значимости |
|
1 |
Ригидность |
Слабые негативные чувства по отношению к самому себе |
-0,613 |
0,01 |
|
2 |
Враждебные чувства по отношению к отцу |
0,61 |
0,01 | |
|
3 |
Враждебные чувства по отношению к другим родственникам |
0,457 |
0,05 | |
|
4 |
Дезадаптивность |
Враждебность матери |
-0,472 |
0,05 |
|
5 |
Нежные чувства братьев и сестер к подростку |
-0,52 |
0,05 | |
|
6 |
Переживание будущих радостных событий |
Нежные чувства по отношению к матери |
-0,494 |
0,05 |
|
7 |
Нежные чувства матери к подростку |
-0,563 |
0,01 | |
|
8 |
Переживание будущих грустных событий |
Нежные чувства к матери |
-0,504 |
0,05 |
|
9 |
Враждебные чувства к самому себе |
-0,673 |
0,01 |
Волевая готовность.
Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить специфику развития произвольной сферы. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований конкретных правил, задаваемых учителем при работе по образцу. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих труднос ...
Проблема и метод исследования
С древнейших времен было замечено, что люди отличаются друг от друга по динамике поведения. Факт индивидуального различия между людьми, засвидетельствованный здравым рассудком, впервые был превращен в предмет научного анализа великим греческим ученым Гиппократом (IV век до н. э.), который, находясь под влиянием натурфилософии Эмпедок ...
Причины возникновения коммуникативных барьеров и конфликтов в общении.
Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, в нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие.
В психологии конфликт определяется как столкновение противоположн ...

