Введение
Страница 1

Все процессы познания – будь то восприятие или мышление – направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек – воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из наученных нами до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету [5]. Изучение психологической структуры личности, в котором найдут отражение указанные условия ее анализа, несомненно, будет продуктивным. При этом к числу важных психологических компонентов структуры личности относится внимание. Сосредоточение концентрирует в себе многие проявления личности и подлежит изучению как одно из звеньев ее структуры. В этой связи уместно напомнить высказывание И. П. Павлова: «Вся сила в сосредоточении. Это надо считать главным правилом мышления – сосредоточение внимания на отдельном пункте». Придавая большое значение вниманию в деятельности, И. П. Павлов указывал, что «нормальное свойство второй сигнальной системы – это сосредоточенность».

В результате изучения внимания психологами (Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л., Гоноболин Ф.Н., Корчемлюк О.М., Левитина С.С., Мирютина Т.М., Мелехова Т.А., Петровский А.В., Черепанова Е.М) был установлен ряд его свойств. Изучение свойств внимания существенно продвинуло научное решение данной проблемы. Значение этих свойств важно и в настоящее время, однако необходимо дальнейшее расширение анализа этого вопроса, тем более что в его исследовании имеются некоторые слабые стороны.

Так, в большинстве случаев свойства внимания обсуждаются обособленно, вне их структурного единства. В результате, вопрос о целостно структуре внимания оказался менее разработанным. При этом разные авторы указывают различное число свойств внимания и не придерживаются единой обоснованной последовательности их анализа. Кроме того, в обсуждении свойств внимания еще имеет место функционализм, проявляющийся в том, что недостаточно оттеняется связь внимания с мышлением, а также слабо изучен вопрос о роли внимания в такой психологической системе как характер. Выявление реально существующих глубоких связей между вниманием и многими психическими процессами и личностными качествами является одним из наиболее продуктивных направлений дальнейшего развития данной проблемы. [6]

За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении образа этого объекта, в его данности сознанию: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Таким образом, хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако и в нем выявляется специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность [5]. При изучении внимания в различных видах деятельности его необходимо понять как психический процесс, проявляющийся в закономерной стадиальности. В этом отношении особенно важно изучать творческую деятельность человека в области науки, искусства, технических изобретений и в других видах творческого труда. [7]

Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления, таким образом, совпадают. [5]

Внимание в деятельности выступает в его познавательном и нравственно-психологическом значении. Познавательные функции внимания многообразны. Умственное сосредоточение активизирует готовность к работе еще до ее начала (состояние предвнимания). В начальной стадии работы внимание способствует общей ориентации в предстоящей работе, выражаясь в деятельности, подготовляющей следующей далее основной процесс работы (выделение объекта, предварительное ознакомление с ним и с обстановкой работы, ориентация в способах выполнения решаемой задачи).

На последующих стадиях работы внимание выполняет важные познавательные функции, осуществляющиеся в точности наблюдения. Оно необходимо во всех мыслительных операциях, в предвосхищении направления дальнейшей работы, в чем большую роль играют образы творческого воображения, и в поисковой творческой деятельности.

Страницы: 1 2


Меланхолический темперамент человека мрачного нрава (des Schwerblutigen)
Человек, расположенный к меланхолии (не меланхолик, ибо это означает уже состояние, а не просто расположение к состоянию), придаст всему, что его касается, большое значение, везде находит поводы для опасений и обращает внимание прежде всего на трудности, тогда как сангвиник, наоборот, начинает с надежды на успех; поэтому первый думает н ...

Программа занятий
Психологическая готовность к школьному обучению – одна из важнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит, как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов. Мы предлагаем программу занятий, направленных ...

Экспериментальное исследование самооценки младших школьников. Организация исследования самооценки младших школьников
Целью опытно-экспериментальной работы составить и апробировать программу по развитию адекватной самооценки. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить проявление свойств самосознания. 2. Определить эмоциональный уровень самооценки. 3. Определить особенности самооценки младших школьников и представлени ...