Приложения
Страница 7

В рамках третьего направления - стили педагогического общения, мы изучали работы М.Ю. Кондратьева, И.А. Зимней, А.Г. Исмагиловой, А.А. Коротаева, В.А. Канн-Калика, Т.С. Тамбовцевой, которые позволили сделать вывод о том, что стиль педагогического общения учителя является одним из главных условий, влияющим на процесс социально-психологической адаптации ребенка к школе. Учитель в процессе педагогического общения осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. И от того, каковы стилевые особенности этого общения, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе. www.transportpart.ru

Предпринятый нами анализ дипломной проблемы показал, что о сложности и значимости периода, связанного с адаптацией первоклассников написано в психологической и педагогической литературе убедительно и достаточно, однако, нужно отметить, что проблема адаптации ребенка к школе в исследованиях психологов рассматривается преимущественно со стороны готовности, психологической и личностной зрелости самого ребенка. Влияние стиля педагогического общения на адаптацию детей в первом классе изучено мало, что и побудило нас разработать программу собственного эмпирического исследования.

Актуальность темы

дипломной работы определяется недостаточной теоретической разработанностью проблемы и практическими нуждами формирования успешной социально-психологической адаптации ребенка к школе с помощью специальным образом организованного педагогического общения.

Цель, объект, предмет и задачи исследования вы можете посмотреть в дайджесте дипломной работы и на слайдах компьютерной презентации.

Гипотезы исследования:

1

. Мы предполагаем, что наиболее эффективным для протекания адаптации у первоклассников будет демократический стиль педагогического общения; менее эффективным - авторитарный стиль педагогического общения; а неблагоприятным - либерально-попустительский стиль педагогического общения.

2

. Мы предполагаем, что стили педагогического общения будут по-разному влиять на характер протекания адаптационного периода, что может проявляться в разных адаптационных особенностях первоклассников.

Процесс проведения экспериментального исследования включает в себя нескольких этапов.

На первом этапе

для получения информации о выраженности того или иного стиля педагогического общения учителей начальных классов мы использовали метод анкетирования с помощью методики Майского А.Б., Ковалевой Е.Г. «Стиль педагогического общения учителей». Для определения выборки принимали участие 10 учителей начальных классов общеобразовательных школ г. Дзержинска. В результате были отобраны три класса, учителя которых характеризовались разным стилем педагогического общения: авторитарным, демократическим и либерально-попустительским.

На втором этапе

наша работа была направлена на выявление особенностей протекания адаптационного периода у учащихся в отобранных классах. В дальнейшем исследовании принимали участие 3 учителя первых классов общеобразовательных школ г. Дзержинска и 70 учеников.

На третьем этапе

нашего исследования был проведен сравнительный анализ собранных фактических данных. Выделены особенности процесса адаптации и прослежено влияние каждого стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников.

Позвольте коротко ознакомить вас с полученными результатами.

Обратимся к данным представленным в раздаточном материале.

Из таблицы 1 и гистограммы 1 видно, что по результатам методики Р.Жиля «Эмоциональная близость к учителю» в плане эмоционального благополучия наименее эффективным оказался авторитарный стиль педагогического общения, т.к. больше половины испытуемых (65,2 %) детей с высоким уровнем тревожности против 34,8 % с нормальным уровнем тревожности. А демократический и либерально-попустительский стили, наоборот, более эффективны, поскольку подавляющая часть детей 77,3% в первом и 72 % во втором случае показали нормальный уровень тревожности против 22,7 % и 28% испытуемых, показавших высокую тревожность. Однако, сравнивая между собой данные, полученные при либерально-попустительском и демократическом стилями педагогического общения детьми с нормальным уровнем тревожности, стоит отметить, что большинство детей при либерально-попустительском стиле педагогического общения поместили себя на 4 и 3 месте от учителя, в то время как при демократическом стиле на 1 и 2 месте, что свидетельствует о большей приближенности детей к учителю.

Из таблицы 2 и гистограммы 2 видно, что по результатам методики Д.Б, Эльконина, А.Г. Венгера «Беседа о школе» формирование "внутренней позиции школьника" более успешно протекает в классе у учителя с демократическим стилем педагогического общения (86,4%). Немного ниже уровень сформированности «внутренней позиции школьника» в классе у учителя с авторитарным стилем педагогического общения (60,9%). В классе у учителя с либерально-попустительским стилем педагогического общения сформированность «внутренней позиции школьника» всего у 52% испытуемых, в то время как ориентация на дошкольные виды деятельности - 48% ,что свидетельствует о дошкольном типе внутренней позиции учеников.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Психологическая природа информационного стресса в учебной деятельности. Учение о психологическом стрессе
Термин «стресс» (от англ. stress — давление, напряже­ние) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физичес­кому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин приме­няется для обозна ...

Зрительное восприятие. Зрительные иллюзии
3рительный анализатор представляет собой сложную систему физиологических механизмов. Наблюдения показывают, что глаза человека никогда не остаются неподвижными. Непрестанное движение является необходимым условием построения адекватного образа. Восприятие яркости и цвета. Зрительная система человека чувствительна к электромагнитным коле ...

Эмоции и учебная деятельность
Условием успешной учебной деятельности является сочетание оптимальной мотивации и соответствующего уровня эмоционального возбуждения. Эмоции могут способствовать и наоборот затруднять процесс обучения. Так, например, положительные эмоции способствуют лучшему запоминанию учебного материала, улучшению внимания. Эмоционально-мыслительные ...