Приложения
Страница 4

Дайджест

Программа исследования:

Цель исследования: изучение особенностей влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников.

Объект исследования: процесс социально-психологической адаптации младших школьников.

Предмет исследования: особенности протекания адаптационного периода у первоклассников в зависимости от стилей педагогического общения. www.transpexplore.ru

Гипотезы исследования:

1. Мы предполагаем, что наиболее эффективным для протекания адаптации у первоклассников будет демократический стиль педагогического общения; менее эффективным - авторитарный стиль педагогического общения; а неблагоприятным - либерально-попустительский стиль педагогического общения.

2. Мы предполагаем, что стили педагогического общения будут по-разному влиять на характер протекания адаптационного периода, что может проявляться в разных адаптационных особенностях первоклассников:

- демократический стиль педагогического общения будет способствовать формированию внутренней позиции школьника, повышению учебной мотивации;

- авторитарный стиль педагогического общения будет приводить к уменьшению эмоциональной близости к учителю;

- либерально-попустительский стиль педагогического общения будет приводить к снижению учебной мотивации.

Задачи исследования:

2. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования.

2. Выявить учителей с различным стилем педагогического общения: авторитарным, демократическим, либерально-попустительским.

3. Определить особенности протекания и уровень адаптации у учащихся первых классов.

4. Выявить взаимосвязь между особенностями протекания адаптационного периода первоклассников и стилем педагогического общения учителей начальных классов.

5. Разработать рекомендации прикладного характера для учителей начальных классов, направленные на оптимизацию педагогического стиля с целью улучшения протекания адаптационного периода.

Основу программы нашего эмпирического исследования составили:

1. Методика «Стиль педагогического общения учителей» (А.Б.Майский и

Е.Г.Ковалева).

2. Методика «Эмоциональная близость к учителю» Р.Жиля.

3. Методика «Мотивы учения» М.Р.Гинзбурга.

4. Методика «Беседа о школе» Д.Б, Эльконина, А.Г. Венгера

Выборка: в исследовании принимали участие 10 учителей первых классов общих образовательных школ

Раздаточный материал

Для изучения протекания адаптационного периода у первоклассников в декабре месяце нами были собраны фактические данные, свидетельствующие об эмоциональном благополучии первоклассников (методика Р. Жиля «Эмоциональная близость к учителю»), о сформированности внутренней позиции школьника (методика Д.Б. Эльконина, А.Г. Венгера «Беседа о школе»), о сформированности основных мотивов учения (методика М.Р. Гинзбурга «Мотивы учения»).

Эмоциональное благополучие учащихся первых классов определялось по показателю уровня личностной тревожности, связанной с эмоциональной близостью к учителю.

Фактические данные, полученные в результате проведения методики Р. Жиля «Эмоциональная близость к учителю» представлены в таблице 1, гистограмме 1.

Таблица 1

Результаты сформированности личностной тревожности учеников 1-х классов, связанной с эмоциональной близостью к учителю

Класс

Стиль педагогического общения учителя

оценка

Высокий уровень тревожности

Нормальный уровень тревожности

 

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

 

шк.№ 29

авторитарный

15

65,2 %

8

34,8 %

шк. № 29

демократический

5

22,7 %

17

77,3 %

1б кл. шк.70

либерально-попустительский

7

28 %

18

72 %

Гистограмма 1

Результаты исследования уровня тревожности первоклассников, связанной с эмоциональной близостью к учителю

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Искусственная среда как причина вандализма.
Идея о том, что человеческое поведение во многом зависит от особенностей физической среды, лежит в основе подхода, наиболее радикальные представители, которого утверждают, что главной и единственной причиной вандализма является неудачный архитектурный дизайн: люди склонны разрушать вещи, которые кажутся им физически или духовно угнетающ ...

Сущность и развитие межличностных отношений в группах
Вступая в общение и взаимодействие внутри данной группы, люди обнаруживают свои отношения друг к другу, которые основываются на двоякого рода связях. В одном случае взаимодействие может базироваться на непосредственных отношениях между людьми: симпатии или антипатии; податливости к воздействию другого или других людей или устойчивости к ...

Лидеры и стиль их деятельности
Краткое содержание этого параграфа может быть сформулировано следующим образом: характеристики лидера и тип его деятельности отражают цели и нормы группы, а также личность лидера. Факторно-аналитические работы, проведенные Халпином и Вайнером убеждают, что индивидуальные различия в деятельности лидеров могут быть определены путем введе ...