Эмпирическое исследование конфликтности молодой семьи. Организация и методика эмпирического исследования по выявлению уровня конфликтности молодых супругов
Страница 2

Статьи по психологии » Конфликтность молодой семьи в период первичной адаптации » Эмпирическое исследование конфликтности молодой семьи. Организация и методика эмпирического исследования по выявлению уровня конфликтности молодых супругов

Обобщенные данные участников эмпирического исследования:

•курс обучения:

- второй – 6;

- третий – 14;

• средний возраст супругов – 24,5 лет;

• средняя продолжительность брака – 3,4 года;

• среднее количество детей – 0,4.

Каждой паре предлагалось ответить на вопросы четырех методик:

1. Тест: «Стиль поведения в конфликтной ситуации»;

2. Тест «Конфликтная ли вы личность?»;

3. Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ);

4. Тест «Понимаете ли вы друг друга?».

1. Для определения стиля поведения молодых супругов в конфликтной ситуации и подтверждения предыдущих методик была применена адаптированная Н.В. Гришиной методика американского социального психолога К.Н. Томаса (надежность - 0,67, валидность - 0,73)[23].

Цель данной методики: получить представление о выраженности тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтной ситуации. Она помогает выявить типичные способы реагирования респондентов на те или иные конфликтные ситуации. С ее помощью можно определить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в семье, стремится ли он к компромиссам, избегает ли конфликтов или наоборот, старается обострить их (Приложение 1).

Результаты, полученные после подсчета очков, набранных испытуемыми, представлены в таблице 2.

Для итоговой таблицы было решено использовать показатель "Соперничество". Молодые люди были разделены на две группы на основании уровней способов реагирования в той или иной конфликтной ситуации:

- сумма от 0 до 6 баллов – низкий;

- сумма от 6 до 12 баллов – высокий.

В итоговой таблице результаты, показывающие высокую степень соперничества, выделены жирным цветом, а результаты, показывающую низкую степень соперничества – курсивом.

Количество баллов даёт представление о выраженности тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтной ситуации.

Таблица 2

Результаты методики « Стиль поведения в конфликтной ситуации» тест Томаса

Имя

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

Максим К.

Ольга К.

8

7

4

5

7

7

6

5

5

6

2

Дмитрий Д.

Юлия Д.

6

4

5

7

7

5

10

7

2

7

3

Дмитрий Ш.

Надежда Ш.

7

9

6

3

7

7

6

6

4

5

4

Давид Н.

Наталья Н.

8

12

5

5

4

4

6

7

7

2

5

Дмитрий Щ.

Анна Щ.

2

4

8

6

4

7

8

5

8

8

6

Алексей Ш.

Инна Ш.

8

9

8

8

7

3

7

8

7

2

7

Александр С.

Наталья С.

3

7

7

4

8

7

7

8

5

4

8

Сергей Б.

Илона Б.

7

6

3

4

6

7

8

9

3

6

9

Владимир К.

Инна К.

8

6

2

4

5

7

7

9

3

6

10

Михаил Ж.

Елена Ж.

9

12

2

5

6

4

8

6

7

4

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Методы и методики
В исследовании для выявления уровня самооценки у дошкольников применялась методика В.Г. Щур “Лесенка”. Для изучения межличностных отношений дошкольника в группе использовались две социометрические методики: - Методика “Выбор в действии” - Методика “Два дома” Также применялась методика “Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими ...

Результаты и их интерпретация
В результате решения второй задачи нами были получены данные представленные в таблицах 1, 2. Таблица 1. Уровень правого авторитаризма у учащихся 11 классов. Код испытуемого Уровень правового авторитаризма. 001 4 002 -41 003 -30 004 -68 005 -2 006 -17 007 11 008 -23 ...

Влияние науки на социальное взаимодействие
Как показал Бэк (Back, 1963), общественные науки вполне можно рассматривать как растянутую коммуникативную систему. При проведении исследований ученые получают сообщения, передаваемые им [испытуемыми] субъектами. В чистом виде такие сообщения для исследователя являются всего лишь “шумом”. Научные теории служат декодирующими устройствами ...