Результаты исследования
Страница 2

В первом столбце представлены имена испытуемых; во втором - номер ступеньки на, которую ребенок поставил себя сам; в третьем - номер ступеньки на которую, как считает ребенок, его поставят родители; в четвертом - номер ступеньки на которую, как считает ребенок, его поставят воспитатели; и наконец, в пятом - номер ступеньки на которую, как считает ребенок, его поставят дети.

Дети проявляли большой интерес к своим отношениям с другими людьми и с готовностью участву­ют в беседе на данную тему.

При оценке результатов, прежде всего, уста­навливалось отношение ребенка к себе. Боль­шинство детей считают себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки. При этом дети, поставившие себя на са­мую верхнюю ступеньку (т.е. причислившие себя к са­мым лучшим), практически не могут обосновать такую самооценку. Дети же, не считающие себя самыми хорошими, подходили к оценке себя более объективно и критично и объясняли свой выбор различными причина­ми, например: «Я все-таки иногда балуюсь», «Я очень много вопросов задаю» и др.

Отношение других людей к ребенку вос­принимается им достаточно дифференцированно: дети считают, что близкие окружающие (родители, сверстники, а также воспитатель) по-разному относятся к ним.

Наиболее важным для понимания сложившийся у ребенка самооценки является соотношение оценок “за себя” и “за маму”.

I Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лесенки, а сами поставят себя немного ниже – на вторую-третью ступеньку сверху.

Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработали способность достаточно критически подходить к оценки себя как личности.

II Другой вариант – высокое мнение ребенка о себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть характерна для детей:

- действительно благополучных;

- инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных, развернутых формулировок, поясняющих такое приписывание);

- “компенсирующих” (выдающих желаемое за действительное).

III Дети ставят себя выше, чем, как они полагают, поставила бы их мама. В. Г. Щур считает такую ситуацию неблагополучной для развития личности ребенка, так как расхождение оценок замечено ребенком и несет для него страшный смысл – его не любят. По данным автора, прогнозируемая ребенком низкая оценка со стороны матери во многих случаях бывает связана с наличием в семье более маленьких детей, которые, по убеждению испытуемых, будут помещены мамой на самую верхнюю ступеньку.

В таблице 2 приведены результаты самооценки дошкольников по методике “Лесенка”:

Таблица 2

наиболее благополучный вариант самооценки

высокое мнение ребенка о себе

неблагополучный вариант самооценки

наиболее благополучные дети.

действительно благополучные дети

инфантильные дети.

“компенсирующие дети”.

неблагополучные дети.

Егор А.

Полина Б.

Влад С.

Марк М.

Арина А.

Аня Г.

Данил Б.

Егор Б.

Миша В.

Катя Д.

Петя Ш.

Леша Д.

Милена Г.

Алекса Б.

Слава Л.

Катя Т.

Миша М.

Лера М.

Соня Ш.

Полина М.

Лиза Н.

Соня С.

Таня С.

Миша Ш.

Вадим П.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Развитие внимания в дошкольном возрасте
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Внимание обладает определенными ...

Факторы, определяющие интерес к учёбе и способствующие учебно-творческой деятельности
Таблица 15.1 Факторы, определяющие интерес к учёбе у бюджетников вновь поступившие обучающиеся всего по бюджетникам очники очники заочники соискатели итого м ж м ж м ж 2,50 1,60 1,74 1,00 1,00 2,50 1,74 1,93 8 23,3 7 37,5 8 24,2 4 33,3 ...

Внутренняя динамика социальных движений
Социальные движения возникают в определенный момент, развиваются, проходят различные фазы, угасают и исчезают. По словам классика в этой области Герберта Блумера, «движение должно сформироваться и «сделать карьеру» в том мире, который почти всегда противостоит, сопротивляется или по меньшей мере просто безразличен к нему». Сначала рассм ...